Диагностика самооценки по методике Дембо-Рубинштейн

Методика Дембо-Рубинштейн применяется в психологии для исследования таких характеристик индивида, как адекватность самооценки, уверенность в себе, уровень притязаний. Суть методики сводится к самостоятельной оценке определенных качеств своей личности при помощи визуальной шкалы. Оценка индивидом своей личности меняется под влиянием событий, нового опыта и других факторов. Уровень оценки колеблется в зависимости от текущих достижений и неудач. Методика, разработанная Т. Дембо и С. Рубинштейн, считается одной из самых достоверных и надежных при определении самооценки.

тестирование

Понятие самооценки

Самооценка – мнение личности о себе, о своих способностях, возможностях, перспективах, рассматривается в рамках самосознания, определяется при помощи различных методик, основанных на исследовании отношения индивида к разным психологическим категориям. Оценка своей личности отражает представление индивида об уровне своей значимости в пределах социальной группы.

Самооценка рассматривается как достояние индивида. Люди стремятся к высокой оценке своих способностей и личностных качеств наравне с реализацией потребностей быть здоровыми, обладать благосостоянием, свободно выражать мысли. В рамках понятия самооценка затрагиваются психологические понятия:

  1. Осознание своей сущности.
  2. Доверие, уважение к себе.
  3. Чувство достоинства.
  4. Удовлетворенность собой.

Оценка собственной значимости сводится к эмоциональному переживанию, которое возникает по поводу своих достоинств и недостатков. Аффективная реакция проявляется в приятии или отвержении себя. Исследование самооценки проводится в контексте Я-концепции, которая отражает совокупную характеристику индивида, составленную им самостоятельно. Компоненты Я-концепции:

  • Образ Я (восприятие личностью себя, представление о себе).
  • Самооценка (эмоциональная оценка себя, обусловленная восприятием своей личности, аффективные проявления разной степени выраженности в зависимости от реакции на конкретные черты характера).
  • Предполагаемая поведенческая реакция (действия, которые спровоцированы оценкой своей личности).

задумчивая девушка

Представления о своей личности кажутся достоверными независимо от того, насколько они объективны. Описывая себя, человек словами выражает восприятие своей личности, выделяя отдельные свойства характера и особенности поведения в разных (например, в ролевых или статусных) ситуациях. Оценка своей личности способна детерминировать внутренний комфорт или дискомфорт индивида, сопряженный со степенью удовлетворенности своей личностью.

Описание методики

Методика Дембо-Рубинштейн создана американским психологом Т. Дембо. Опросник разработан для выявления мнения индивида о своем счастье. После модификации опросника он стал применяться для определения самооценки личности. Методика используется в практике врачей-психотерапевтов и научных исследованиях.

В варианте, доработанном психологом С. Рубинштейн, представлены 4 основные оценочные категории, отражающие состояние здоровья, уровень интеллекта, особенности характера и представление о счастье. Количество шкал-категорий варьируется в зависимости от задач тестирования. В рамках исследования самооценки рассматриваются такие характеристики, как ее уровень, адекватность, устойчивость.

Расширение круга оценочных категорий происходит при помощи добавления таких, как «профессиональная пригодность», «авторитет», «будущее», «социальные взаимосвязи», «внешность», «успех в жизни», «воля» и других. Респондент может предлагать категорию теста самостоятельно, если считает определенное свойство, качество характера важным в контексте личной мотивации, целеполагания и достижения целей.

Набор шкал в рамках диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн расширяют за счет применения техники «Выбор ценностей». Испытуемому предлагается написать 10 ценностей, которые представляются приоритетными. Затем тестируемый ранжирует написанные категории в порядке значимости для себя. При определении оценки своей личности младшими школьниками по методике Дембо Рубинштейн целесообразно добавление таких шкал-категорий, как «почерк», «количество друзей», «общение со сверстниками».

Тестируемый определяет свое состояние, ориентируясь на выбранные шкалы в системе самооценки Дембо-Рубинштейн. При определении состояния учитывается степень выраженности свойства. Методика тестирования отличается простотой. На листе бумаги проводят черту вертикального расположения постоянной длиной 12 см, которой присваивается определенное свойство, например, «счастье».

тест самооценки

Верхняя точка олицетворяет состояние, которое присуще счастливому человеку. Нижняя точка соответствует состоянию, которое наблюдается у несчастного человека. Индивид стремится к позитивным ценностям, расположенным наверху, стараясь избегать отрицательных ценностей, находящихся внизу. Тестируемый ставит метку на отрезке, определяя свое текущее состояние в соответствии с личными ощущениями.

Опуская отметку ниже, он акцентирует внимание на неудовлетворенности своим состоянием, поднимая выше демонстрирует ощущение довольства. Оценка, поставленная себе, субъективна. Выполнение теста и подсчет результатов – предварительный этап, который предшествует собеседованию. В ходе общения с психотерапевтом и обсуждения результатов нередко выявляется необходимость добавления дополнительной шкалы для получения развернутой картины представления о себе.

Современные психологи предлагают различные модификации методики Дембо-Рубинштейн. Например, в модификации, разработанной Л. Бороздиной, испытуемый проставляет на шкале 3 отметки в отличие от единственной отметки в стандартном варианте тестирования. Единственная отметка в тесте Дембо-Рубинштейн отражает реальную оценку своей личности.

В варианте Л. Бороздиной 3 отметки отражают реальную, эталонную (желаемую), достижимую (которую объективно можно достичь) оценку своей личности. Для выявления внутренних конфликтов после диагностики самооценки по системе Дембо-Рубинштейн применяют методику Хоппе для определения уровня притязаний. Сопоставление результатов обоих тестов помогает определить наличие или отсутствие внутренних конфликтов.

Пример проведения тестирования

Например, оценка состояния здоровья в рамках теста самооценки личности по системе Дембо-Рубинштейн в модификации Бороздиной осуществляется поэтапно по инструкции:

  1. Испытуемому показывают линию и объясняют, что в верхней точке располагаются люди, которые абсолютно здоровы, в нижней точке находятся больные.
  2. Испытуемому предлагают определить свое текущее положение на линии.
  3. Испытуемому предлагают определить желаемое положение, на основе представлений о том, какое состояние здоровья он бы хотел иметь.
  4. Испытуемому предлагают отметить положение, которое он мог бы достичь, приложив старания.
  5. Метки должны отличаться (крестик, горизонтальная черта, точка) во избежание путаницы при интерпретации результатов.

собеседование

После проставления отметок проводится беседа с участником теста. В ходе общения выясняется аргументация испытуемого, который объясняет почему он поставил метки на определенной позиции. После интерпретации результатов исследования самооценки по методике Дембо-Рубинштейн выявляется отношение респондента к себе и окружающим людям. Психолог выявляет характеристики респондента:

  • Критерии оценки своей личности, качеств характера.
  • Порядок обоснования выбора определенного положения на линии.
  • Мотивация при выборе дополнительных категорий.
  • Доводы и аргументы, объясняющие разницу или отсутствие дифференциации между самооценкой в парах – реальная и эталонная, реальная и достижимая, эталонная и достижимая.

В ходе общения выясняются особенности личности респондента, его образ мыслей. Например, психотерапевт может задать вопрос, почему испытуемый относит себя к группе наиболее здоровых людей, каких людей он считает наиболее больными, почему он не причисляет себя к группе вполне здоровых людей, если отметка находится между средним и высоким уровнем на линии шкалы.

Интерпретация результатов

В процессе интерпретации результатов исследования самооценки по методике Дембо-Рубинштейн учитываются реальные, эталонные и достижимые оценки, выбранные испытуемым. Например, длина промежутка, который составляет разницу между эталонной и реальной оценкой, а также положение достижимой оценки относительно эталонной и реальной свидетельствуют об уровне оптимизма респондента. Итоги тестирования подводятся на основании расположения отметки реальной самооценки и зависят от степени ее удаленности от нижней крайней точки шкалы:

  1. Промежуток 0-40 мм. Низкая самооценка.
  2. Промежуток 40-80 мм. Заурядная самооценка.
  3. Промежуток 80-120 мм. Высокая самооценка.

уверенность в себе

Уровень общей самооценки выявляется при попадании около 60% отметок в один из указанных диапазонов. Если при сопоставлении совокупных результатов тестирования на разных шкалах невозможно отнести большинство отметок к определенному диапазону, речь идет о лабильной (переменчивой, подвижной, неустойчивой) самооценке.

Степень удовлетворенности определяется посредством сравнения профилей, отражающих реальную и эталонную самооценку. Чем больше расхождение, чем меньше удовлетворенность собой. И наоборот, при малом расхождении результатов уместно говорить о высокой степени удовлетворенности.

Устойчивость результатов проверяется методом повторного тестирования спустя 14 дней. О неустойчивости мнения о себе свидетельствует расхождение результатов больше чем в половине шкал-категорий. При этом степень отклонения расположения отметки при повторном тестировании должна быть не меньше, чем полсектора.

Методика изучения самооценки Дембо-Рубинштейн позволяет получить представление об оценке индивидом своей личности, о степени удовлетворенности собой, уровне притязаний и наличии внутренних конфликтов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дом и Семья
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: