Понятие интеллекта в психологии

Интеллект – это такая способность мыслить, что позволяет познавать окружающий мир, адаптироваться к условиям внешней среды. Интеллект человека определяет его умение обучаться, делать выводы на основе практического опыта, ставить и решать задачи. Интеллектуальные способности играют главенствующую роль в достижении успеха в любой сфере деятельности индивида.

интеллектуальный человек

Определение в психологии

Согласно определению в психологии, интеллект – это умение понимать и применять на практике абстрактные концепции, управлять познавательными свойствами, которые включают восприятие, концентрацию внимания, ощущения, память, мышление, воображение, волевые качества.

Интеллектуальный человек – это индивид, демонстрирующий высокий уровень мыслительной деятельности, познавательные способности, умение анализировать и систематизировать информацию по определенным критериям, делать верные, логические выводы. Интеллектуалы – люди, которые заняты в сфере умственного труда. Интеллектуальное поведение личности характеризуется признаками:

  1. Осознанные, обдуманные поступки.
  2. Сознательное, целенаправленное формирование полезных навыков.
  3. Планирование предстоящих действий.
  4. Планомерный, систематический характер деятельности.
  5. Создание новых методов достижения цели.

В психологии интеллектуализация – это процесс, в основе которого лежат психологические аспекты. Индивид, пытаясь защититься от негативного влияния на психическое состояние некоторых чувств (страх, душевная и физическая боль, разочарование, тревога, паника), абстрагируется от собственных ощущений и сознательно переводит их в разряд теоретических понятий.

Он рассуждает о своих негативных чувствах отстраненно, как о посторонних объектах, которые имеют к нему лишь частичное отношение. При этом отсутствуют полноценные переживания, что позволяет бороться с негативными эмоциями и уменьшать влияние отрицательных чувств на поведение. Нейтрализуя зависимость своих действий от эмоций, индивид сохраняет полное представление о них.

Минусами интеллектуализации является некоторая деформация восприятия действительности, искажение естественных реакций на внешние воздействия, ослабление, оскудение эмоционального фона, когда человек утрачивает способность выражать любовь, симпатию, нежность. Такие люди теряют навык обсуждения психологических проблем (обиды, переживания) с окружающими, что делает общение с ними бесстрастным, равнодушным, поверхностным.

общение подруг

Особенности формирования и способы определения

В формировании интеллектуальных способностей задействованы разные физические и психологические свойства личности. Объемы памяти определяют количество информации, которую может запомнить и использовать индивид. Эрудиция представляет собой совокупность накопленных в ходе жизни знаний, однако не отражает в полной мере уровень интеллекта человека.

Можно получить диплом престижного ВУЗа, запомнить много полезной информации, но не уметь правильно интерпретировать, понимать, использовать ее. Интеллект – это способность здраво рассуждать, делать объективные, обоснованные выводы, извлекать практическую выгоду из накопленных знаний.

Чтобы определить интеллект человека, используют специальные тесты IQ, определяющие как уровень умственной деятельности человека, так и коэффициент интеллектуальных способностей в сравнении со среднестатистическими показателями. Любой тест IQ содержит задания возрастающей сложности.

Задания предлагаются с учетом возраста испытуемого, что уравнивает шансы аспиранта и подростка получить одинаковый результат. Научно обоснованные, профессиональные тесты разработаны психологами: Айзенком, Векслером, Кеттелом, Равеном. Факторы, влияющие на уровень умственной деятельности:

  • Наследственная карта, генетический фонд.
  • Социальное окружение – методы и особенности воспитания, психологический микроклимат в семье, поощрение ребенка к мыслительной и познавательной деятельности.
  • Социальный статус – уровень финансового дохода, положение в обществе.

Английский психолог Фрэнсис Гальтон (Francis Galton) в своем научном труде «Гений и наследственность» утверждал ведущую роль генетического фонда в формировании задатков интеллекта. Немецкий психолог Вильгельм Оствальд (Wilhelm Ostwald) напротив считал, что главенствующую позицию среди факторов, влияющих на уровень умственных способностей, занимает внешняя среда, в которой воспитывается и живет индивид. Статистика показывает, что в большинстве случаев одаренные дети вырастают в интеллигентных семьях, где родители получили хорошее образование и обладают высоким социальным статусом.

История знает исключения из правил. Известные личности: русский ученый-естествоиспытатель М. Ломоносов, немецкий философ И. Кант, австрийский биолог Г. Мендель, британский физик Э. Резерфорд, происходили из бедных, крестьянских семей, что не помешало им стать знаменитыми учеными и сделать немало великих открытий. Интеллектуальный тип личности характеризуется набором определенных свойств и навыков:

  • Беглая, развитая речь.
  • Ассоциативная (присовокупляющая к основному объекту область, связанных с ним знаний) память.
  • Свободное оперирование числами.
  • Понимание смысла слов.
  • Скорость восприятия внешней информации.
  • Пространственное мышление.
  • Способность рассуждать и мыслить логически.

общение в коллективе

Измерение интеллекта при помощи тестов условно. Доказано, что многократное прохождение одинаковых тестов с каждым разом улучшает коэффициент IQ. Многие ученые указывают на низкую прогностическую ценность тестов – по результатам некоторых исследований, не все испытуемые, получившие высокий балл, справились с достижением целей в жизни.

Виды и типы

В психологии мышление и интеллект – взаимосвязанные, тесно переплетающиеся процессы. Существует несколько классификаций интеллекта в соответствии с теориями, выдвинутыми разными психологами-исследователями.

Теория американского психолога Реймонда Кеттела (Raymond Cattell) предполагает разделение на виды – подвижный и статичный. В первом случае речь идет о способности индивида мыслить абстрактно, логически, понимать и решать задачи, превосходящие рамки накопленного опыта.

Составляющие статичного интеллекта – накопленный опыт, умение использовать знания и навыки, появившиеся в результате предыдущей познавательной деятельности. Виды интеллекта включают социальный, который обуславливает способность понимать, оценивать, прогнозировать поведение людей. Это умение помогает адаптироваться в социальной среде, успешно налаживать коммуникативные связи, достигать высокого положения в обществе.

Американский психолог Говард Гарднер (Howard Gardner) в своей теории интеллекта сформулировал понятие «множественного интеллекта» и выделил несколько его типов. Теория предполагает наличие 8 видов интеллекта, которые разносторонне влияют на жизнь человека. Типы интеллекта согласно теории Гарднера:

  1. Вербально-лингвистический. Благодаря ему человек умеет читать и писать, осваивает иностранные языки, рассказывает о мыслях, чувствах, событиях.
  2. Логико-математический. Позволяет человеку ориентироваться в цифрах и цифровых выражениях, мысленно абстрагироваться, выделять и обобщать абстрактные свойства (цвет, эстетичность, форма, масса, температура) объектов окружающего мира.
  3. Музыкально-ритмический. Отражает наличие чувства ритма, повышенную восприимчивость к звукам, звуковым тональностям, мелодичности музыкальной композиции.
  4. Визуально-пространственный. Отражает наличие у индивида богатого воображения и развитой визуальной памяти. Люди, обладающие этим видом интеллектуальных способностей, могут купить предмет обстановки без предварительных замеров комнаты и установленной в ней мебели.
  5. Телесно-двигательный. Умение совершать точные, сложные, согласованные движения разными частями тела.
  6. Межличностный. Умение организовывать работу людей, наличие навыков управления коллективом, способность улавливать настроение и стимулировать мотивацию у других.
  7. Внутриличностный. Отражает способность понимать свои чувства, желания, мотивы, эмоции.
  8. Экзистенциальный. Охватывает духовную сферу и функции мозга в совокупности.

философское мышление

Внутриличностный интеллект отражает способность индивида понимать особенности своей личности, находить пути самосовершенствования. В психологии этот вид интеллекта является индикатором процессов самопознания и самоанализа, взаимодействует с волей и мотивацией.

Понятие включает способность к рефлексии, интуицию, духовность. Благодаря этому виду человеческого интеллекта индивид ставит перед собой цели и разрабатывает план их достижения. В процессе реализации намеченного плана задействованы сферы умственной деятельности:

  • Контроль эмоций.
  • Взгляд на ситуацию с разных сторон с выделением аспектов, граней, точек зрения.
  • Выражение мыслей и субъективных чувств.

В достижении целей большое значение имеет совокупность вербально-лингвистических и логико-математических характеристик, присущих личности. Однако цель остается недосягаемой пока индивид волевым усилием не заставит себя двигаться вперед. Волевые аспекты личности, умение управлять высшими психическими функциями регулируются внутриличностным интеллектом.

Этот вид интеллекта особенно развит у людей, которые профессионально связаны с психологией – психологов, философов, психиатров, потому что само его понятие предполагает взгляд в глубину собственного «Я», анализ мыслительной деятельности, поиск точек соприкосновения с внешним миром, сопоставление результатов и их корректировка с учетом меняющихся условий внешней среды.

Межличностный интеллект охватывает сферу эмоционально-умственной деятельности, благодаря которой осуществляется взаимодействие с другими членами социума. Этот вид определяет наличие у индивида таких свойств, как эмпатия, сочувствие другим людям, восприятие и переживание их чувств. Проявляется при налаживании коммуникативных контактов, при передаче окружающим и восприятии от них вербальной и невербальной информации.

общение по телефону

Этот вид развит у людей, которым в силу профессиональных обязанностей приходится общаться с большим количеством посторонних и малознакомых – у врачей, педагогов, политических деятелей, религиозных лидеров, сотрудников компаний, занимающихся продажей товаров и услуг.

Эмоциональный интеллект – это такая система свойств, которая направлена на определение, осознание, понимание эмоций: своих и других людей, что предполагает тесную взаимосвязь с межличностным видом. Этот вид определяет характер текущих переживаний человека и порядок формирования общего эмоционального фона.

Телесно-двигательный, известный так же как кинестетический интеллект, отражает наличие у индивида хорошо развитой крупной и мелкой моторики. Этот вид развит у представителей профессий – спортсмен, хирург, актер, строитель.

Как развить интеллект

Разум человека отражает особенности и уровень работы мозга. Поэтому косвенно на развитие интеллектуальных способностей влияют такие факторы, как особенности питания, нарушения развития плода в период гестации, родовые травмы, наличие психических и соматических патологий.

Чтобы мозг работал нормально, человек должен быть здоровым и физически активным, правильно питаться, больше бывать на свежем воздухе. В психологии развитие интеллекта связывают с его структурой – для совершенствования каждого вида используют определенные способы:

  1. Межличностный. Занимаются нейролингвистическим программированием – моделированием вербального и невербального поведения людей с учетом их целей и задач. Посещают тренинги по развитию коммуникативных навыков.
  2. Внутриличностный. Занимаются духовными практиками, медитацией. Посещают тренинги по самосовершенствованию и саморазвитию.
  3. Визуально-пространственный. Занимаются рисованием, объемным проектированием и конструированием, создают модели визуализации, осваивают правила стереометрии.
  4. Телесно-двигательный. Занимаются спортом, танцами, другими видами физической деятельности, которая требует заучивания и многократного повторения сложных движений. Выполняют упражнения на развитие двигательной координации и сохранение равновесия.
  5. Музыкально-ритмический. Слушают музыкальные композиции, учатся игре на музыкальных инструментах.
  6. Вербально-лингвистический. Тренируют написанием текстов на заданную тему. Изучают иностранные языки. Параллельно расширяют словарный запас, читают классическую литературу, запоминают литературные приемы и выражения, которые глубоко воспринимаются аудиторией, производят впечатление на слушателей. Пробуют интересно и увлекательно рассказывать о событиях из жизни.
  7. Логико-математический. Тренируют решением логических задач. Играют в интеллектуальные игры, которые предусматривают планирование стратегии, развивают дедукцию и логическое мышление. Изучают компьютерное программирование.

решение задач

Традиционно, чтобы развить интеллект люди играют в такие игры, как шахматы, нарды, шашки или карточные, где требуется умение прогнозировать результат (выигрыш, проигрыш) в зависимости от исходных условий (вид и сочетание карт). К интеллектуальным карточным играм относят преферанс и покер.

Интеллект – комплекс свойств человека, определяющих познавательную и мыслительную деятельность. Интеллектуальный человек – это индивид, который обладает незаурядным интеллектом, что значит умение налаживать коммуникативные связи, достоверно воспринимать информацию, поступающую из внешнего мира, адекватно оценивать свойства своей личности, сопоставлять полученные сведения, делать логичные, взвешенные выводы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дом и Семья
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: