Как научить ребенка цифрам и счету: бесценные советы опытной мамы

Несмотря на огромное количество различных развивающих игрушек и игр, проблема, как научить ребенка счету, волнует сегодняшних мам не меньше, чем когда-то их мам. Не стоит полностью рассчитывать на детский сад или развивающий центр, куда малыш ходит на занятия. Как правило, во всех детских организациях малышам дают общие понятия, используют общепринятые методики, но они не ориентированы на индивидуальные особенности развития конкретного малыша. Если мама знает, как научить ребенка устному счету, то лучше нее с этой задачей не справится никто.

обучение ребенка цифрам и счету

Когда и с чего начинать

Оптимальный возраст для закладывания в детскую головку математических основ считается 3 – 4 года. В этом возрасте ребенок активно интересуется новым, как губка впитывает информацию. Особенно, когда она преподносится ему в легкодоступной для детского сознания форме.

Не стоит начинать обучение математике сразу с рисования и названия цифр. Это у взрослых устойчивая ассоциация «цифра и ее написание», а для ребенка, что один, что двести пять, не имеет никакого смыслового значения. Для него цифра – очень абстрактное понятие.

Обучение детей порядковому счету в пределах десяти при помощи пальцев вызывает противоречивые мнения. На самом деле удобно и эффективно использовать пальчики для счета, когда ребенок еще мал. Позже можно начать активно использовать прикладные подручные материалы. В этом нет ничего страшного. Другое дело, что не стоит учить счету на пальцах, когда родители с этим немного запоздали, ребенок подрос, а маме нужно, чтобы он научился считать как можно быстрее.

Традиционно для знакомства малыша с цифрами использовались счетные палочки или счеты. На самом деле совсем необязательно устраивать подобие школьного урока и покупать специальный обучающий материал. Стать им могут любые предметы.

В процессе обучения мама может использовать все, что есть дома, не отрываясь от своих домашних дел. В процессе приготовления еды для обучения счету мама может использовать овощи и фрукты, убираясь в ванной – можно посчитать с ребенком полотенца, зубные щетки, ватные палочки, в детской – игрушки, складываемые в коробку или ящик, при наведении порядка в комнате.

Методы и приемы обучения

С самого начала нужно, чтобы ребенок понял разницу между понятиями «один» и «несколько, много». Лучше всего делать это с однотипными предметами. Например, кубиками или мячиками. Нельзя использовать только слишком маленькие предметы, которые ребенок может незаметно отправить себе в рот и проглотить.

Вполне эффективно обучение идет, если использовать в обучении любимые детские лакомства. Например, фрукты или ягоды. Поочередно давая по одному яблоку сыну или дочке, нужно делать акцент на том, что было яблоко одно, а стало – много. Только когда ребенок уверенно и твердо усвоит эту разницу можно приступать к изучению цифр.

На этапе изучения цифр не стоит сразу давать малышу объемную информацию. Например, заставлять выучить цифры от одного до десяти. Для начала пусть научится оперировать цифрами до трех, затем – до пяти, затем – до десяти.

Можно просить ребенка нарисовать одно солнышко, три цветочка, пять кубиков, интонационно выделяя нужное количество. Тот же самый интонационный прием можно использовать при строительстве игрушечной башни из кубиков, разборе матрешки или собирании пирамидки.

Главное в процессе познания мира цифр для ребенка – наглядность. Она существенно облегчит запоминание и понимание. Поэтому выбирая между карточкой, где нарисована цифра «пять» и пятью яблоками, предпочтение стоит отдать последнему варианту.

Можно надувать и считать шарики, выделяя количество по цветам. Например, три красных и два желтых, а вместе пять. Можно строить дом из кубиков разного цвета, считая их вместе и по отдельности. Можно считать предметы, изображенные на картинках. Главное, увлечь малыша и хвалить за каждый маленький успех.

Переход к изображениям чисел

Когда ребенок хорошо усвоил количественное значение цифр можно приступать к объяснению их графических изображений. Для этого нужно подготовить карточки с изображенными на них числами и необходимое количество любых предметов.

Например, взять килограмм мандаринов. Перед ребенком нужно положить карточку с нарисованной цифрой «один», а сверху на изображение – один мандарин, далее положить карточку с цифрой «два» и сверху – два мандарина. При этом нужно объяснять, что все цифры, которые ребенок может посчитать, имеют свои собственные значки.

Процесс изучения «волшебных» значков можно сделать более увлекательным, если играть в «Угадай-ку». Ребенок показывает карточку с цифрой, а мама ему быстро ее называет (угадывает). Карточки могут быть в виде вырезанных из картона самодельных монет. Такие можно дополнительно предложить ребенку раскрасить, интонационно выделяя значение каждой раскрашиваемой цифры.

Закрепление знаний

Обучая ребенка счету, как и при обучении чтению, не следует его торопить. Если он непоседлив и гиперактивен, его сложно увлечь собиранием мозаики или конструктора, где можно посчитать детали и элементы, то изучать и закреплять цифры с ребенком стоит в подвижных занятиях.

Это могут быть, например, танцы или гимнастика. Совершая определенные движения – три притопа, два приседания, один хлопок в ладоши, пять наклонов, семь приседаний, ребенок быстрее овладевает цифрами и довольно скоро может сам отсчитывать нужное количество движений.

Закреплять начальные математические знания очень полезно с помощью детской литературы, где есть перечисления. «Три поросенка», «Волк и семеро козлят», « 12 месяцев», «Козленок, который умел считать до десяти», «Цветик-семицветик» — все эти и другие детские книги, в зависимости от возраста ребенка, помогут закрепить новые полученные знания.

Прочитав ребенку сказку, нужно побеседовать с ним не только о содержании, что понравилось или не понравилось, но и сколько всего было в истории героев, сколько из них «плохих», а сколько хороших, сколько раз повторялось то или иное сказочное действие или событие.

Обучение устному счету может проходить в любом месте. Даже на прогулке. Можно считать воробьев, листья, цветы, скамейки, ступеньки в подъезде, деревья во дворе, машины. Складывать в уме и вычитать увиденные предметы.

Ну, а если хочется чтобы ребенок глубоко развил свои математические способности, то стоит подойти к задаче комплексно: научить ребенка решать математические ребусы, логические загадки, занимательные головоломки, задачки на внимательность, помочь освоить ему шахматы.

И помнить: способности к математике можно развить в любом ребенке. Главное, найти правильный подход к чаду, вызвать неподдельный интерес к миру цифр.

 

Вам может быть интересно:  Группы смерти: как понять, что ребёнок в опасности?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дом и Семья
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: