Постижение окружающей действительности для каждого ребенка – процесс непростой и головоломный, и облегчить любимому чаду познание реального мира, сделать его увлекательным и интересным помогут развивающие игрушки для малышей.
Понимание реальной действительности с их помощью проходит в легкой ненавязчивой форме, ребенок постигает что-то новое для себя естественным путем, проявляя интерес и здоровое любопытство, экспериментируя и изучая. Одним словом — развиваясь. От того, какие изделия детской игровой индустрии выбирают родители, зависит то, как дети будут воспринимать этот мир и чувствовать себя в нем.
Правила выбора
Одна из самых больших и частых родительских ошибок — окружить ненаглядное чадо дорогими игрушками, мотивируя тем, что детям должно доставаться только лучшее. На самом деле, правильные детские развивающие игрушки – это не обязательно яркие, сложные и дорогие изделия. Детские психологи вообще настаивают на том, что лучшие развивающие игрушки для малышей – это обычные, простые повседневные вещи: коробки, пуговицы, бусы, шпингалеты, замочки с ключами и прочие бытовые безделицы. Именно такие незатейливые предметы дети сами превращают в развивающие игрушки, давая волю своей фантазии, воспитывая целеустремленность, усидчивость и формируя представления о мире.
Выбирая игрушки с целью развития ребенка, родителям стоит исходить не из понятий забавы и развлечения, а из соображений пользы для малыша. Чем проще, тем лучше – это первое правило полезной развивающей игрушки. Поэтому не стоит гнаться за дорогим для кармана и непонятным для малыша удовольствием.
Второе правило полезной игрушки – соответствие возрасту. Желая вырастить вундеркинда, многие родители отдают предпочтения игрушкам, которые не подходят ребенку по возрасту, а значит, не представляют для него интереса и какой-либо ценности. Поэтому гораздо продуктивнее развивать ребенка, меняя игрушки по мере его взросления, предлагая малышу те, которые постепенно будут усложнять задачи.
Какие игрушки нужны детям
Самое главное родительское заблуждение – это представление о развивающих игрушках для детей. В понимании большинства родителей они создаются для того, чтобы учить ребенка читать, считать, рисовать, заменяя привычные занятия. На самом деле эти игрушки создаются производителями, чтобы маленькие познавали мир через сенсорные и тактильные ощущения, развивали различные виды памяти, внимание и пространственное ориентирование, мышление и логику, эстетическое чувство и наблюдательность, воображение и двигательную деятельность.
Еще один важный критерий выбора игрушек для детского развития – навыки и качества, которые они развивают. В возрасте до года очень важно, чтобы ребенок развивал моторику пальчиков. Поэтому для этого возраста подойдут игрушки, способствующие развитию тактильных ощущений. Это мягкие игрушки и кубики, мячики, неваляшки, игрушки, имеющие разные поверхности, выступающие части. Тем более что малышам до года нравится брать все в руки, пробовать на ощупь и на «зубок», бросать, греметь.
Для развития той же моторики и творческих способностей у детей постарше подойдет пластилин, краски, карандаши, полимерная глина, цветная бумага и картон. Подойдет все, из чего ребенок сам создаст свой собственный шедевр. Пусть по-детски неумелый и несуразный, но свой. Для ребенка на этапе творения важно научиться понимать, что он может создать что-то новое, интересное и по-своему красивое. Все виды прикладного искусства помогают малышу создать представление о себе как об изобретателе, художнике, помогают не бояться экспериментировать и делать по-своему.
В развитии интеллекта ребенка родителям помогут пазлы, конструкторы, головоломки, знаменитый кубик Рубика, тематическое лото, шнуровки, то есть все те детские игрушки и развивающие игры, где ребенок учится классифицировать, выделять по общим признакам, устанавливать логические связи и видеть последовательности. Полезны эти детские игрушки для развития и таких качеств, как логика, образное мышление, память и внимание. Кроме того, игры на развитие интеллекта хорошо подходят и для физического развития.
Вооружившись мячиком, можно играть с ребенком в «съедобное-несъедобное», выбивать фигуры определенной геометрической формы. Для хорошего физического развития малыша обязательно стоит обзавестись самокатом, скакалкой, бадминтоном, фрисби, детскими гантелями, установить дома шведскую стенку и турник. Двигательная активность – неотъемлемая часть здорового детства. Поэтому умалять достоинства физического развития не стоит, главное, заниматься с ребенком без фанатизма.
Всему свое время
Все детские развивающие игрушки можно условно разделить в соответствии с возрастом малышей. Это облегчит родителям выбор необходимых игрушек, не даст растеряться в изобилии детских магазинов и поможет выбрать то, что поставит перед ребенком задачу, посильную для самостоятельного решения. Вряд ли пятилетнего карапуза заинтересует разноцветная пирамидка, а вот часы, головоломки, пазлы, конструкторы и сборные модели вызовут неподдельное любопытство и желание собрать, освоить, сделать.
Выбор игрушек по возрасту
- Младенцу до полугода для развития достаточно ярких погремушек и мелодичных модулей.
- После шести месяцев ассортимент развивающих детских изделий может быть расширен за счет мягких больших кубиков, ярких пирамидок, качалок, неваляшек, барабанов, колокольчиков, дощечек Сегена, логических сортеров, ведерка и лопатки, формочек, матрешек, ксилофонов. Учитывая, что такие игрушки можно усложнять добавлением дополнительных элементов, разных по цвету, весу и форме, ставить перед ребенком более трудные задачи, эти виды развивающих игрушек будут интересны малышу вплоть до двух лет.
- Начиная с двух-трех лет в детской комнате должно найтись место для спортивного уголка с минимальным инвентарем, рассчитанным на детский возраст. А развивающие занятия можно проводить, используя мозаику, пластилин, краски, тематическое лото, конструкторы с креплениями, обучающие кубики с алфавитом и цифрами, наборы детских инструментов.
- Для девочек рекомендуется покупать пупсов и кукол, о которых можно заботиться — переодевать, купать, кормить. В этом возрасте ребенок должен учиться усидчивости, упорству, терпению. И лучше всего это делать с помощью увлекательных игрушек.
- Начиная с пяти лет ребенку можно приобрести разноцветные мелки и доску, на которой он будет писать и рисовать, канцелярские принадлежности, математические и другие развивающие настольные игры. Правильно организованные занятия с ребенком в этом возрасте будут способствовать развитию детской любознательности, желанию что-то познавать самостоятельно, научат принимать нестандартные решения, оригинально мыслить, связывать частное и целое, запоминать значительный объем информации.
Все это облегчит в дальнейшем адаптацию к школьной, учебной жизни, усвоение и понимание школьной программы.
Детские игрушки: сколько их нужно
И воспитатели, и детские психологи едины во мнении, что игрушек у ребенка должно быть много и самых разных. Но таких, чтобы ребенок занимался с ними сам, а не наоборот. Чем больше игрушка делает за ребенка, тем меньше она его развивает. Поэтому покупку различных управляемых моделей, железных дорог на батарейках лучше отложить на потом, когда ребенок подрастет, и у него сформируются основные навыки. Пока же он находится в замечательном детском возрасте, нужно дать ему свободу развиваться самостоятельно.
Нельзя недооценивать роль, которую выполняют развивающие игрушки для детей. С их помощью каждый несмышленый карапуз становится первооткрывателем, постигает и познает мир по-своему, а это для маленького человека – огромный, колоссальный труд. Они формируют будущую личность, закладывают в маленькую головку основы основ, а это залог успеха в дальнейшей, уже взрослой и самостоятельной жизни. Поэтому очень важно, чтобы с младенческих пеленок ребенка окружали правильные развивающие игрушки.
Вам может быть интересно: Выбор будущей профессии для подростка Развитие ребенка в 7 месяцев Детское воровство: что делать, если ребенок ворует