Пути формирования мировоззрения ведут к воспитанию целостной личности, которая посредством сознательной деятельности адаптируется к внешним условиям. Индивиду недостаточно заниматься самопознанием. Для удовлетворения потребностей, самореализации и самоутверждения ему необходимо познание окружающей среды с последующим составлением мнения о ней.
Характеристика
Мировоззрение в психологии рассматривается как совокупность представлений об окружающем мире. Причем набор взглядов и мнений характеризуется устойчивостью, гармоничным единством, отсутствием противоречий между отдельными компонентами. Жизненная позиция человека формируется как результат накопленного опыта, анализа поступающих извне сведений, собственных выводов и сторонних влияний, что в совокупности представляет собой систему мировоззрения.
На формирование мировоззрения влияют факторы внешней среды, какие охватывают социальную, экономическую, правовую, политическую, культурную и другие сферы. Большее влияние оказывают личностные характеристики – особенности характера, полученное воспитание, уровень образования, социальный статус, степень притязаний, самооценка. Выделяют виды мировоззрения:
- Научное. Пакет систематизированных знаний, которые отражают закономерности бытия, сущность и роль человека в мире. Круг интересов охватывает понятие о мире в абстрактном измерении. Принципы и правила предусматривают группирование, упорядочение сведений в контексте исторической правды, объективной оценки, возможности практического применения. Предполагается стремление к истине и трансформация знаний в убеждения.
- Философское. Основано на логическом суждении о сущности человека и сути компонентов бытия. В философском направлении суждения подчиняются разуму. Принципы предполагают свободомыслие в отличие от религиозных догматов, которые не терпят возражений и изменений. Особенности – критичность, теоретичность, опора на разум и гуманитарное видение мира.
- Гуманистическое. Основной принцип – ценность человека во главе угла. За человеком признается право на самореализацию, саморазвитие, удовлетворение потребностей. Человек не должен подвергаться эксплуатации, испытывать унижения. Человеческая индивидуальность составляет основу, движущую силу любых начинаний и свершений. В рамках самопознания индивид изучает свои потребности и желания, чтобы впоследствии удовлетворить и воплотить их.
- Бытовое. Формируется стихийно под влиянием личного опыта, опирается не на научные знания и доказанные истины, а на субъективное мнение индивида, часто не имеющего полного, исчерпывающего представления о вопросе, теме. Разделяется на мозаичное и калейдоскопическое. В первом случае преобладают мнения о единстве, целостности мира, порядке в нем, взаимосвязанности процессов и явлений. Во втором случае подразумевается случайное, хаотичное устройство мироздания, отсутствие причинно-следственных взаимосвязей.
- Религиозное (мифологическое). Характеризуется верой в сверхъестественные воздействия, неразделимостью реалистичного и вымышленного. Представление о мире складывается в контексте единства религиозных, научных, художественных суждений. Основано на вере, чувственном восприятии, догматизме, отвергает законы логики, опирается на бездоказательные утверждения. Разумные доводы уступают место чувствам.
- Художественное. Проявляется эстетически-образным отношением к окружающей действительности. Характеризуется творческим преобразованием, образным восприятием реальности. Оценка явлений и событий происходит с точки зрения их красоты, возвышенности. Для этой формы типичны отстраненные, созерцательные модели восприятия действительности. Отражает способность человека преклоняться перед прекрасным, испытывать трепет от соприкосновения с эстетическими ценностями.
Развитие индивида в интеллектуальном, социальном, физическом плане приводит к формированию мировоззрения, причем этапы становления личности нередко знаменуются, отмечаются разными взглядами и основными суждениями. Представление о мире может меняться в результате приобретения новых знаний, на фоне процессов самосовершенствования и самоопределения.
Мировоззрение – индивидуальная характеристика, которая дает обширные сведения о личности, отражает ее принципы и образ мыслей, что влияет на формирование самооценки и сторонней оценки качеств индивида другими членами общества, а также обуславливает степень успешности коммуникативных контактов, уровень достижений.
Роль в жизни
Исследования показывают, на поступки человека в большей степени влияет мировоззрение, чем накопленные знания и опыт, что указывает на его значимую роль в жизни. Например, спорить с человеком, который придерживается иных взглядов, бессмысленно – он не отступит от убеждений, если они образуют устойчивую систему, создававшуюся на протяжении многих лет.
Оппоненты используют разные логические принципы и постулаты, что мешает найти общий язык и приблизится к общему смысловому знаменателю. Мировоззрение определяет вектор активности и поведение человека, участвует в формировании целей и поиске способов их достижения, что указывает на ведущую роль в познавательной, профессиональной и любых других видах деятельности.
Мировоззрение, как ядро формирующейся личности, направляет его дальнейшую деятельность в разных сферах, помогает осознать смысл жизни. Человек, обладающий устойчивой системой взглядов, твердой жизненной позицией, легко находит место в обществе, осваивает социальные роли, реализует потенциал, удовлетворяет потребности.
Пути и особенности формирования
Формирование мировоззрения происходит исходя из философской позиции, на которую ориентируется индивид. Для материальных взглядов характерно принятие материи, как первоисточника всего остального. Сторонники материализма – Маркс, Демокрит, Фейербах. Для объективного идеализма типично провозглашение торжества духа, Бога. В этом случае утверждается независимость идеи от материи и сознания. Сторонники направления – Платон, Гегель, Кант. Другие философские течения:
- Субъективный идеализм. Подразумевается зависимость окружающей действительности от сознания и воли индивида, также предполагается тесная взаимосвязь обозначенных компонентов. Сторонники – Юн, Беркли.
- Дуализм. Утверждение равноправия ведущих первоисточников – материи и сознания, равенство физического и психического начала. Сторонник – Декарт.
- Плюрализм. Признание многофакторности влияний на действительность. Первичные субстанции, определяющие явления и события окружающего мира – стихии (огонь и вода, воздух и земля).
Изменение мировоззрения людей происходит стихийно или осознанно. Это основные пути познания себя и окружающего мира. Приобретая опыт и знания, индивид становится более устойчивым и последовательным в своих выводах и взглядах. В молодом возрасте проще изменить убеждения, чем в старшем, когда осознанные решения приняты не под влиянием минутных эмоций, а на основании четко представляемой, сформировавшейся жизненной позиции.
Стихийный путь предполагает создание и эволюцию взглядов в результате жизнедеятельности, на фоне происходящих событий и явлений. Важная роль в стихийном способе формирования отводится личным мотивам и интересам, даже если они навеяны научной, художественной, общественной деятельностью.
Стихийная форма часто зиждется на чувственно-эмоциональных стандартах, которые заглушают результаты интеллектуального, логичного, взвешенного подхода к оценке событий и явлений. Сознательная, научная форма отличается обоснованностью суждений, ориентирована на получение достоверной информации о мире, на создание истинных представлений о нем. Источники формирования мировоззрения:
- Люди и модели их поведения.
- Нормы и правила, принятые в окружении индивида.
- Научные знания.
- Бытовые условия.
- Интуитивное восприятие.
- Культурные ценности, искусство.
Убеждения индивида формируются под влиянием внешних воздействий, пропущенных сквозь призму его личных стандартов и правил. Среди факторов, влияющих на формирование мировоззрения, выделяют социальный, который воздействует на процесс выработки принципов и взглядов индивида посредством интеграции принятых в обществе норм, ценностей, приоритетов.
Мировоззрение рассматривается как механизм практического освоения мира, во главе угла которого стоит принцип предварительного изучения пространства. Равновесие сознания, материи и духовности – концепция, отражающая потребности времени. Выделяют формы познания мира с последующим составлением мнения о нем:
- Мироощущение. Совокупность чувств, мыслей, настроений индивида, его активность, выражающаяся в действиях и поступках, его впечатления о себе, окружающей действительности, обществе.
- Мировосприятие. Интеллектуальная обработка впечатлений о мире, субъективное видение ситуации, личное мнение о субъектах, объектах, явлениях мира.
- Миропонимание. Образы, созданные в сознании личности и отражающие ее представление о мире.
В образовавшемся благодаря сознательной обработке информации образе мира происходит его разделение на 2-е составляющие. Первый набор представлений отождествляется с объективной сутью окружающей действительности. Второй набор представлений сопоставляется с интересами и потребностями индивида, в результате чего претерпевает изменения и предстает в форме должного, такого, к какому человек стремится.
Мир мечты и реальное мироздание чаще различаются. Отсутствие существенных различий указывает на достижение индивидом счастья, благополучия, внутренней гармонии. Неизменной остается тесная взаимосвязь компонентов, которые охватывают все стороны мира, например, морально-нравственные устои, законы природы, право, культуру и искусство. Все компоненты интегрированы в единое целое – систему, которая постоянно обновляется и обогащается.
Независимо от пути формирования и вида мировоззрения жизнь человека зависит от его взглядов и жизненной позиции.