Как научить ребенка читать

Чтение, без сомнений, является одним из важнейших умений для ребенка, позволяя ему значительно расширить границы познаваемого опыта и помогая развитию мышления, воображения и памяти. Однако многие родители отмечают, что попытки правильно научить ребенка читать даются с неожиданным трудом. С чем же это может быть связано?

обучение ребенка чтению

Типичные ошибки при обучении чтению ребенка

Разумеется, каждый родитель желает для своего малыша только самого лучшего, однако никто не застрахован от определенных ошибок: по незнанию ли или от чрезмерного стремления к совершенству. Какие проблемы самые частые?

Самым типичным недочетом является то, что к обучению ребенка чтению приступают слишком рано. Его нервная система еще не готова к такому сложному процессу, вследствие чего малышу сложно запоминать много новой информации. Он делает большое количество ошибок, не всегда способен осмыслить в полной мере прочитанное, и это может привести к неприятию чтения в принципе.

Другой частой проблемой бывает неготовность родителя к долгому и трудоемкому процессу обучения. Начинается раздражение от того, что малыш слишком медленно учится, часто ошибается, и тот, чувствуя негатив, только чаще капризничает и, кажется, нарочно не хочет учиться.

Когда малыш готов к началу обучения

Ученые выделяют несколько признаков, по которым можно определить, готова ли физиологически нервная система ребенка к обучению чтению.

  • У ребенка не должно быть логопедических проблем, а также он уже способен говорить целыми предложениями, составлять связный рассказ.
  • Ребенок умеет различать звуки на слух, то есть у него развита фонематическая составляющая слуха.
  • У малыша достаточно развито пространственное восприятие, он способен различать, где находится тот или иной предмет, а также реагировать на понятия «слева», «справа», «верх» и «низ».

Какую методику для обучения чтению выбрать

Методик обучения детей чтению множество и разобраться в них непросто. Стоит вкратце упомянуть самые известные из них.

  1. Обучение чтению целыми словами, разработанное физиологом Гленом Доманом и основанное на зрительной памяти. Основными плюсами данного метода являются то, что ребенок воспринимает этот метод как игру, у него развивается память, особенно зрительная. Из минусов можно назвать относительную трудоемкость в подготовке и возможные сложности в будущем, касающиеся понимания структуры слов.
  2. Обучение ребенка чтению по слогам, именуемое также методикой Николая Зайцева, где малышу предполагается заучивать и повторять слоги. Из плюсов можно назвать то, что эта система подходит детям практически с любого возраста, она развивает орфографическую грамотность, а также можно отметить относительную эффективность. Из минусов – опять же, трудоемкость в подготовке и создании кубиков, а также определенные сложности в понимании структуры слова.
  3. Чтение сложением букв, когда сначала изучаются буквы, а потом их складывают в слоги. Сразу стоит отметить, что прибегать к этому методу стоит в случае, если ребенок уже знает алфавит. В помощь можно взять разнообразные карточки и кубики, позволяющие ребенку наглядно понять процесс соединения гласной и согласной.
  4. Звуко-буквенный метод, где ребенка предполагается научить опознавать звуки и соотносить их с буквами. Из плюсов данного метода стоит выделить то, что детям обычно легче ориентироваться в звуках, нежели сразу заучивать буквы, эта методика не нагружает ребенка сразу слишком сложным материалом.

Какую бы методику ни выбрали родители, важно помнить несколько золотых правил:

  • не перегружать ребенка, учеба не должна стать тяжкой повинностью;
  • отталкиваться от индивидуальных особенностей малыша, учитывать, что ему легче дается: звуки или визуальные  символы;
  • помнить главное правило педагогики – «от простого к сложному»;
  • постоянно повторять пройденный материал.

Вам может быть интересно:  Карманные деньги и дети: как вырастить финансово грамотного ребенка       Развитие памяти у детей

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дом и Семья
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: