Чтение, без сомнений, является одним из важнейших умений для ребенка, позволяя ему значительно расширить границы познаваемого опыта и помогая развитию мышления, воображения и памяти. Однако многие родители отмечают, что попытки правильно научить ребенка читать даются с неожиданным трудом. С чем же это может быть связано?
Типичные ошибки при обучении чтению ребенка
Разумеется, каждый родитель желает для своего малыша только самого лучшего, однако никто не застрахован от определенных ошибок: по незнанию ли или от чрезмерного стремления к совершенству. Какие проблемы самые частые?
Самым типичным недочетом является то, что к обучению ребенка чтению приступают слишком рано. Его нервная система еще не готова к такому сложному процессу, вследствие чего малышу сложно запоминать много новой информации. Он делает большое количество ошибок, не всегда способен осмыслить в полной мере прочитанное, и это может привести к неприятию чтения в принципе.
Другой частой проблемой бывает неготовность родителя к долгому и трудоемкому процессу обучения. Начинается раздражение от того, что малыш слишком медленно учится, часто ошибается, и тот, чувствуя негатив, только чаще капризничает и, кажется, нарочно не хочет учиться.
Когда малыш готов к началу обучения
Ученые выделяют несколько признаков, по которым можно определить, готова ли физиологически нервная система ребенка к обучению чтению.
- У ребенка не должно быть логопедических проблем, а также он уже способен говорить целыми предложениями, составлять связный рассказ.
- Ребенок умеет различать звуки на слух, то есть у него развита фонематическая составляющая слуха.
- У малыша достаточно развито пространственное восприятие, он способен различать, где находится тот или иной предмет, а также реагировать на понятия «слева», «справа», «верх» и «низ».
Какую методику для обучения чтению выбрать
Методик обучения детей чтению множество и разобраться в них непросто. Стоит вкратце упомянуть самые известные из них.
- Обучение чтению целыми словами, разработанное физиологом Гленом Доманом и основанное на зрительной памяти. Основными плюсами данного метода являются то, что ребенок воспринимает этот метод как игру, у него развивается память, особенно зрительная. Из минусов можно назвать относительную трудоемкость в подготовке и возможные сложности в будущем, касающиеся понимания структуры слов.
- Обучение ребенка чтению по слогам, именуемое также методикой Николая Зайцева, где малышу предполагается заучивать и повторять слоги. Из плюсов можно назвать то, что эта система подходит детям практически с любого возраста, она развивает орфографическую грамотность, а также можно отметить относительную эффективность. Из минусов – опять же, трудоемкость в подготовке и создании кубиков, а также определенные сложности в понимании структуры слова.
- Чтение сложением букв, когда сначала изучаются буквы, а потом их складывают в слоги. Сразу стоит отметить, что прибегать к этому методу стоит в случае, если ребенок уже знает алфавит. В помощь можно взять разнообразные карточки и кубики, позволяющие ребенку наглядно понять процесс соединения гласной и согласной.
- Звуко-буквенный метод, где ребенка предполагается научить опознавать звуки и соотносить их с буквами. Из плюсов данного метода стоит выделить то, что детям обычно легче ориентироваться в звуках, нежели сразу заучивать буквы, эта методика не нагружает ребенка сразу слишком сложным материалом.
Какую бы методику ни выбрали родители, важно помнить несколько золотых правил:
- не перегружать ребенка, учеба не должна стать тяжкой повинностью;
- отталкиваться от индивидуальных особенностей малыша, учитывать, что ему легче дается: звуки или визуальные символы;
- помнить главное правило педагогики – «от простого к сложному»;
- постоянно повторять пройденный материал.
Вам может быть интересно: Карманные деньги и дети: как вырастить финансово грамотного ребенка Развитие памяти у детей