Поведение формируется в процессе жизни ребенка и во многом зависит от образцов поступков окружающих взрослых и воспитательных воздействий. Правила поведения для детей обусловлены общечеловеческими нормами, закрепленными в сознании людей. Каждый родитель строит свой идеал поведения и воспитывает своих детей в соответствии с ними. И имеет на это полное право. Однако надо хорошо понимать, что маленькому ребенку свойственна активность, и только в процессе активной деятельности он познает окружающий мир.
Ему самому надо все потрогать, понюхать, попробовать на вкус, походить по лужам под дождем и погладить кошку во дворе. Ограничивая свободу действий, сокращаем возможности развития, делаем беднее сенсорный опыт ребенка. Где золотая середина в том, что можно разрешить ребенку, а что запретить?
Основные принципы
Ребенку с раннего возраста надо объяснять правила поведения с другими людьми и разумное поведение в окружающей среде. В этом возрасте еще отсутствует чувство разумной осторожности, и родители должны осуществлять постоянный контроль над поведением ребенка, чтобы он не причинил вреда своему здоровью и окружающим.
Упражняйте ребенка в правильных поступках. В то же время у него не должно возникнуть чувства вседозволенности. Чтобы не стеснять познавательной активности малыша, ему надо разрешить все, что неопасно для его здоровья и не противоречит нормам нравственного поведения. Запреты же на что-то должны быть четко определены и обязательно понятно для ребенка объяснены. И отступлений от них не может быть ни при каких обстоятельствах.
Дети растут, и родители хотят видеть их самостоятельными. А самостоятельность возникает только у внутренне свободных и уверенных в себе людей. Не бойтесь дать детям разумную самостоятельность.
Некоторые мамы, собирая дочку на прогулку, одевают ее красиво, как маленькую принцессу, не думая, что этим очень ее стесняют. В таком виде она может только образцово гулять по дорожке. А может, ей хочется свободно поиграть, не беспокоясь о красивом платье. Одевайте детей на прогулку в простую удобную одежду, которую не страшно запачкать, преодолевая лужи и грязь, в которой удобно прыгать и лазить через препятствия. И не сердитесь на них, если они пришли настоящими замарашками с прогулки. Они познавали мир, это невозможно сделать иначе.
А вот умению привести свою одежду и игрушки в порядок после такой прогулки детей надо учить. Поначалу пусть стирают мелкие вещи: носочки, варежки, платочки, моют игрушки. Цену трудовых усилий дети должны понимать с детства.
Научиться правилам общения можно только на практике. Разрешите друзьям детей приходить к вам домой. У ребенка будет возможность общаться с ними в комфортных условиях, и родители будут видеть, с кем общается ребенок. Идеальный вариант, если родители хорошо знакомы с друзьями своих детей, разделяют их интересы. Это сильно сближает их со своими детьми.
Дайте детям относительную свободу в выборе одежды и оформлении своей комнаты, особенно в подростковом возрасте. В этот период происходит становление самосознания подрастающей личности. Пусть самовыражается. Это возрастное явление.
Если ребенок правильно воспитывается с детства, ничего истинно плохого он не сделает. А с экстравагантной прической, одеждой, постерами на стенах в комнате можно на некоторое время смириться. Ребенок взрослеет и, почувствовав уважение к своим взглядам, он и родительские требования будет с уважением выполнять. Главное, помнить о разумной мере во всем: и в требованиях, и в запретах.
Вам может быть интересно: Учимся читать по методике Зайцева (кубики) Воспитание ребенка в неполной семье