Детское воровство – тема весьма деликатная и не очень приятная, поэтому часто она не обсуждается даже с близкими родственниками. Обычно, обнаружив, что ребенок берет без спроса чужие вещи, родители не скупятся на самые суровые наказания, не пытаясь понять первопричину поступка. Однако детские психологи рекомендуют не хвататься за ремень в порыве гнева и возмущения, а успокоиться и поговорить с мылышом. Ведь неправильно принятое родителями воспитательное решение, будет способствовать только отдалению ребенка от семьи, его замкнутости, но не гарантирует того, что он перестанет брать чужое.
Детское воровство: первая реакция родителей
Впервые столкнувшись с тем, что любимое чадо принесло из детского сада или из школы чужую вещь, родители, как правило, теряются и не находят ничего лучше, как выпороть ребенка. Это естественно: для них поступок ребенка – шок, вызывающий стыд, гнев на самих себя за какие-то огрехи в воспитании. Но «кнут», как воспитательное средство, возможно, приемлем в каких-то других случаях, но не в ситуации с детским воровством. Пресечь такие поступки в будущем можно, только вызвав ребенка на откровенный разговор, докопавшись до причин, побудивших его это сделать.
Детские психологи рекомендуют родителям, столкнувшимся с воровством ребенка, не паниковать (вырастет вор) и ни в коем случае не бить малыша, а попытаться в спокойном разговоре выяснить, почему ребенок так поступил. Битье может дать лишь временный эффект, вызывая у ребенка естественный страх перед физической болью, но вылечить от желания брать чужое оно неспособно. К тому же детская психология выделяет вполне четкие причины того, почему дети воруют, зная которые, родители точно смогут определить, почему их ребенок плохо поступил, сделать для себя выводы и принять правильное решение.
Причины детского воровства
За тем, что ребенок берет чужое и присваивает себе, часто скрываются самые разные причины, но большинство из них имеет одну природу — глубокую дисгармонию, внутренний кризис, тесно связанный с семьей. За желанием взять чужую вещь часто может скрываться детская зависть: почему у кого-то есть такая игрушка, которую я хочу, а мне ее не хотят покупать. Кроме этого, ребенок может присвоить чужую вещь, чтобы сделать больно владельцу этой вещи, который очень ею дорожит. Этакая детская месть. Чувствуя свое физическое превосходство, ребенок может отбирать вещи у других детей, с целью самоутвердиться, а может своровать, чтобы получить признание среди одноклассников.
Главной причиной воровства у детей служит эмоциональная холодность в семье, отсутствие элементарного внимания и ласки к ребенку, детское одиночество, враждебность между родителями. В этом случае ребенок может брать чужие вещи с целью привлечь к себе внимание. Он даже может понимать, что его будут ругать, накажут, но и такому варианту внимания со стороны родителей будет рад. Именно поэтому психологи рекомендуют родителям не идти на поводу у своего гнева, а постараться вызвать ребенка на разговор, деликатно выяснить причину его проступка. И может быть задуматься, не потому ли ребенок так поступил, что у его родителей вечно нет времени на простые разговоры, объятия, внимание.
Что делать, если ребенок берет чужие вещи
- Если малышу еще нет 4-5 лет, то бить тревогу и тем более строго наказывать ребенка не стоит, поскольку в этом возрасте дети берут чужое часто просто потому, что у них не сформировано чувство личной и чужой собственности. В этот период ребенок так же легко может взять чужую вещь без спроса, как и отдать свою, не задумываясь о последствиях. Родителям важно в этот период разъяснить малышу разницу между его вещами и чужими, объяснить, почему брать чужое без спроса нехорошо и почему он должен это вернуть и извиниться.
- К 7 годам обычно у детей формируется чувство ответственности. Они хорошо понимают, что брать чужое нельзя, но иногда желание стать обладателем какой-то очень популярной игрушки, модного пенала или дорогой вещи пересиливает. Обнаружив у ребенка чужую вещь, необходимо заставить ее вернуть, извиниться и как-то попытаться загладить свою вину. Наказывать ребенка не стоит в этом возрасте за проступок просто потому, что его гораздо больше огорчает необходимость расстаться с понравившимся предметом, чем то, что он будет наказан. К тому же, малыш еще очень слабо представляет себе, что такое ценность денег и сколько нужно работать, чтобы купить то, что так нравится. Как же отучить ребенка брать чужие вещи в этом возрасте?
- Гораздо большего результата можно добиться, если спросить ребенка, чем ему так понравилась эта вещь и попытаться купить нечто похожее. Правда, взяв обещание, что впредь он не станет брать чужое, а напрямую озвучит свое желание дома. Это послужит определенным уроком ребенку, поможет ему понять, что его желания родителям не безразличны, поспособствует созданию в семье более теплых и доверительных отношений. И, конечно, чтобы не потерять доверие родителей, ребенок не позволит себе больше брать чужое.
- Говорить об осознанном детском воровстве можно, когда ребенок находится в возрасте 12 – 15 лет. В этот период он прекрасно понимает, что воровать — плохо, что если тайное станет явным, понесет наказание не только он, но и родители. Но с завидным упорством продолжает присваивать чужие вещи. Если не предпринять определенных мер, то вполне возможно столкнуться с ситуацией, когда ребенок ворует деньги у родителей и из дома исчезают какие-то драгоценности или дорогостоящие вещи.
- Начиная брать у чужих людей, заканчивает ребенок собственной семьей. Вынося из дома вещи, в первую очередь, он чувствует свою безнаказанность, надеется, что родители настолько заняты своей жизнью, что не заметят пропажи. Поэтому воспитательные меры в этот период должны быть жесткими. Хотя, как показывает практика, если до этого возраста привить ребенку уважение к чужому труду, воспитать нравственные ценности, то даже очень слабовольный человек не позволит себе взять чужие вещи.
Никогда не поздно все исправить
Анализируя детское воровство, нельзя сказать, что все дети, которые присваивают чужие вещи, жестокие, озлобленные и беспринципные двоечники из социально-неблагополучных семей. На самом деле украсть может и тихоня-отличник, и добрая отзывчивая девочка, и единственный ребенок из обеспеченной семьи. Такие дети, что удивительно, обычно очень сопереживательные личности, с обостренным чувством справедливости, никогда не обидят младшего или слабого. Объединяет проступки всех этих детей одно – личное одиночество, невозможность с кем-то поделиться своими сокровенными переживаниями и мыслями.
Родителям, столкнувшимся с тем, что ребенок берет чужие вещи без спроса, психологи рекомендуют пересмотреть собственное отношение к семье и семейным ценностям. Так ли уж будут важны все деньги мира, если в итоге ребенок вырастет несчастным или жестоким человеком?! Можно ли сравнить даже самые высокие доходы с обычной счастливой детской улыбкой?! Не правильнее ли будет выделить в своем напряженном графике четкое время, которое всецело будет посвящено ребенку?! Ведь ни школа, ни двор, ни детский сад, а именно родители закладывают в маленькую головку понятие вечных ценностей, совестливости, доброты.
Вам может быть интересно: Развитие ребенка в 7 месяцев Выбор будущей профессии для подростка Карманные деньги и дети: как вырастить финансово грамотного ребенка