Говоря о высших психических функциях, нельзя обойти стороной одну из важнейших – память, поскольку именно благодаря ей мы не застываем в своем развитии, а постоянно движемся вперед и приобретаем новый опыт: позитивный или негативный. Память важна для всех в любые годы. Существуют свои особенности развития памяти у детей дошкольного возраста ввиду незрелости нервной системы как таковой. И эти особенности необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания малыша.
Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста
В раннем возрасте память развивается крайне бурно, что и неудивительно, ведь ребенок сам совершает огромный скачок в развитии от беспомощного новорожденного до маленького человека, активно изучающего новое и познающего разные грани окружающего мира. И этот скачок невозможно совершить без все более долговременной и способной выдерживать серьезные нагрузки памяти.
В раннем возрасте память непроизвольна: ребенок не способен целенаправленно заучивать что-либо, однако иногда запоминает поистине громадные для него объемы информации, будь то длинный стих или рассказ. Однако записывать ребенка в вундеркинды, пожалуй, рановато – это просто особенность работы его нервной системы в данный возрастной период. К тому же память малыша в этот период беспорядочна: он может запомнить как что-то важное, так и ничего не значащие или непонятные эпизоды и мелочи, которые будут всплывать совершенно случайным образом.
В этом возрасте большую роль играют двигательная и эмоциональная память, в связи с чем ребенок лучше запоминает свои действия и переживания. Именно поэтому учить ребенка этого возраста чему-либо лучше наглядно. Также маленькие дети способны запоминать конкретно слова, не соединяя их непосредственно со смыслом, а в более старшем возрасте эта способность исчезает.
До трех лет ребенок практически никогда не сохраняет воспоминания о себе, однако это не значит, что сильные потрясения и стрессы не скажутся на нем в дальнейшем. К тому же некоторые обрывочные воспоминания все-таки иногда способны сохраняться совершенно хаотичным образом.
Методы развития памяти
Кажется, что упражнения для развития памяти столь маленьких детей практически не существуют, однако это не так. Просто, как правило, подобные упражнения всегда маскируются под различные игры для развития памяти, ведь у детей еще долгое время ведущей деятельностью остается сугубо игровая, и обучать их лучше именно через нее.
Упражнения для развития памяти у детей:
- Составление картинки или аппликации по образцу. Ребенку вручается образец: целая картинка или аппликация, и дается возможность тщательно ее рассмотреть и ощупать. После чего образец убирается, а ребенку предлагается сделать нечто похожее. Разумеется, для малыша подобная игра должна состоять из небольшого числа элементов – двух-трех, а с возрастом их количество можно увеличивать.
- Всем известная игра в «магазин». Ребенка можно попросить запомнить те предметы, которые ему необходимо купить. Для начала их должно быть не больше двух.
- Игра по поиску предмета. Можно взять несколько ящичков, в один из которых положить маленькую игрушку или шарик, дать ребенку запомнить, в каком именно ящичке лежит искомый предмет, после чего убрать ящички из его поля зрения на несколько секунд, после чего вернуть и предложить отыскать игрушку.
- Простое, но действенное упражнение. Родитель может нарисовать какой-либо простой узор, после чего, хорошенько дав ребенку рассмотреть и запомнить его, убрать лист с рисунком и предложить малышу повторить то, что он запомнил.
Вам может быть интересно: Проблемы в семье — проблемные дети Как найти няню для ребенка Ребёнок дерётся в садике