Воспитание и развитие ребенка 1,5 – 2,5 лет

Многие мамы задают себе вопрос: «Как правильно подойти к процессу воспитания и развития детей раннего возраста, с чего начать?» Можно, конечно, всю работу по развитию и обучению свалить на воспитателей в детском саду, а можно самим организовать жизнь малыша так, чтобы он получал новые знания и навыки, как бы между делом, в процессе игры. Чем же можно и нужно заниматься с крохой?

мама с сыном

Режим дня

Как бы старо и хрестоматийно это не звучало: да, режим! Этим вы облегчите жизнь и ребенку, и себе. Нужно совсем немного времени на формирование привычки засыпать и просыпаться, кушать и идти на прогулку в одно и то же время. К тому же, дети, живущие по режиму, легче адаптируются в детском саду.

Культурно-гигиенические навыки

Очень важно научить малыша самостоятельно мыть руки с мылом, умываться, вытираться полотенцем, чистить зубы. Также необходимо воспитывать самостоятельность, приучая ребенка одеваться, обуваться, складывать или вешать свою одежду. Все это придет не сразу, но результат приятно удивит и обрадует.

Во время купания дайте малышу мыло, мочалку. Пусть поиграет с ними, намылит свои ручки, ножки – так он будет учиться купаться. Игрушки в ванной нужно использовать в ограниченном количестве: не отвлекаться от основного процесса.

Прием пищи

Учите малыша самостоятельно держать ложку, кушать аккуратно. Не стремитесь сами покормить ребенка только потому, что это проще, чище и быстрее.

Дайте салфетку, чтобы вытирать рот и руки. Салфетка вызовет интерес, ребенок будет исследовать её, мять, рвать – поэтому давайте уже в конце кормления.

Если малыш пролил еду на стол, после приема пищи давайте ему небольшую чистую тряпочку или губку, пусть вытирает за собой.

Ознакомление с окружающим миром и природой

Ваш ребенок – новичок в нашем мире. Он всё видит впервые, ему многое очень интересно, поэтому вам придется запастись терпением и объяснять малышу всё, что он видит.

На прогулке, при посещении магазинов, поликлиники, на детской площадке рассказывайте ребенку обо всем, что его окружает. При этом названия предметов надо проговаривать четко, возможно несколько раз. Хорошо, если ребенок будет пытаться повторять их за вами.

На улице наблюдайте за проезжающим транспортом, правильно называйте его: трамвай, троллейбус, грузовая машина и т.д. (но ни в коем случае не «бибика»). Никогда не сюсюкайте, и не повторяйте за ребенком слова неправильно, как бы вас не умиляло их звучание.

Названия цветов на клумбе, зданий, сооружений: малышам нравятся новые слова, и они будут пытаться повторять их, что в свою очередь способствует развитию речи. Учите ребенка любоваться красотой природы. Наблюдайте за солнышком на небе, за дождем и снегом, расскажите о красоте листопада, полюбуйтесь фонтаном (рекой, ручьем, морем.) Помните, любой новый факт интересен для крохи.

ребенок

Развитие речи

С малышом надо общаться, постоянно разговаривать с ним. Постепенно он будет учиться отвечать вам. Озвучивайте все свои действия: «Давай помоем посуду, сделаем уборку, пойдем в другую комнату» и т.д.

Обязательно читайте с малышом стихи, скороговорки, сказки, несложные рассказы.Читайте, рассматривайте иллюстрации, описывайте персонажей на картинках, давайте им характеристику: «Айболит добрый, а Бармалей злой.», «Лиса – хитрая, а Колобок глупый и доверчивый» и т.д. Читайте народные сказки, произведения Чуковского, стихи Барто, сказки Пушкина – нестареющая классика. Также обращайте внимание на творчество современных авторов.

Одной из самых любимых для малышей является игра «Кто как кричит?» (голоса животных.) Озвучивайте с малышом звуки природы (дождик кап-кап, ветер ш-ш-ш, водичка буль – буль и т.д. ).

Физическое развитие

Физическое воспитание и развитие детей раннего дошкольного возраста тоже должно носить игровой характер. К сожалению, не в каждой семье есть спортивный уголок для малыша, где он может учиться лазить по лесенке, висеть на турничке, подлезать под дугами. Но есть детские площадки, так что всем вышеперечисленным можно заняться во время прогулки с ребенком.

Также нужно брать с собой на прогулку мячик, учить малыша бросать и ловить его, играть мячом вместе с другим ребенком. Очень полезно ходить по бревнам (колесам, лавочкам) при поддержке взрослого.

ребенок и мяч

Музыкальное развитие

Очень полезно в этом возрасте петь с малышом несложные детские песенки, прослушивать музыку (классическую, музыку и песни из мультфильмов). Набор детских музыкальных инструментов-игрушек поможет познакомить малыша с разнообразием их звучания. Барабан, дудочка, свисток, металлофон, маракасы, бубен, гитара, колокольчик звучат по-разному и ребенку будет очень интересно, если вы покажете, как играть на каждом из них.

Математика

Да, именно в таком возрасте с малышом следует начинать изучение математики. Учиться считать пальчики с помощью потешек-считалочек. Считать кольца на пирамидке, считать кубики, игрушки. Можно изготовить самим или купить набор карточек с изображением цифр и количества предметов. Показывать их несколько раз в день в те моменты, когда малыш бодр, весел и готов к восприятию нового. Позже дети сами с удовольствием играют этими карточками, раскладывают их по порядку.

Также изучать понятие ОДИН и МНОГО. С раннего возраста желательно знакомить детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником, овалом, ромбом, конусом, шаром. Все эти знания, полученные дома в процессе игры, очень пригодятся вашему ребенку.

Рисование

Одно из самых любимых детьми занятий – это рисование. Не лишайте ребенка этого удовольствия, рисуйте вместе с ним мелками на асфальте, маркером на ватмане, пальчиковыми красками, фломастерами, восковыми карандашами в альбоме. Должен быть альбом и отдельно пачка бумаги для рисования. В альбоме вы с ребенком вместе будете делать качественные рисунки (на память), а для самостоятельного повседневного творчества нужны отдельные листы бумаги.

Тематика работ может быть самой разнообразной, главное, несложной для детского восприятия. Солнышко, дождик, трава, клубок ниток, ягодки малины – и многое другое, что подскажет ваша фантазия. Основным методом обучения рисованию в этом возрасте является СОТВОРЧЕСТВО ребенка и взрослого (взрослый рисует тучки на небе – малыш дорисовывает дождь, взрослый рисует птичку – ребенок следы этой птички и т.д.).

Вполне возможна ситуация, когда юный художник захочет порисовать на столе, диване, обоях в прихожей. Если ремонт уже старый и не за горами новый – пусть рисует, конечно. А если обои все-таки жалко? Специалисты рекомендуют размещать на стенах листы ватмана от пола до уровня вытянутой вверх руки ребенка.

ребенок рисует

Лепка

Начинать занятия лепкой с малышом нужно с самого обычного пластилина средней мягкости. Не нужно покупать пластилин с фруктовыми запахами, иначе у ребенка будет непреодолимый соблазн его попробовать. Слишком твердый или слишком мягкий пластилин тоже не годится: мягкий будет растекаться и пачкать руки, а твердый будет трудно размять малышу и он может потерять интерес к процессу лепки. Также необходима доска для лепки.

Покажите ребенку, как пластилин разминают в руках, какими движениями раскатывают «колбаску», а какими раскатывают шарик. Слепите для ребенка несколько простейших поделок: бублик, грибочек, гусеницу (из разноцветных мелких шариков.). Порадуйтесь вместе с ним его первым поделкам. Пусть отщипывает мелкие кусочки пластилина, вдавливает пальцами углубления в раскатанной лепешке, катает комочки прямыми и круговыми движениями ладони. Обязательно хвалите малыша, даже если его успехи весьма сомнительны на ваш взгляд.

Программа воспитания и развития детей раннего возраста подбирается родителями индивидуально с учетом особенностей каждого ребенка. При недостатке свободного времени, но правильном подходе можно организовать свой день и день ребенка так, что получится все успеть, тем более что продолжительность занятий для этого возраста составляет всего 10-15 минут.

Вам может быть интересно:  Надомное обучение для школьника: варианты       Выбор будущей профессии для подростка

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дом и Семья
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: