Амбидекстр: что это значит

Амбидекстр – это такой человек, у которого отсутствует ведущая рука, кто одинаково хорошо пишет правой и левой кистями. У таких людей отсутствует или сглажено разграничение функций между полушариями, поэтому они с одинаковой активностью используют конечности в обеих половинах тела. Обычно у них повышен уровень рефлексивности – способность индивида преодолевать границы собственного «Я», объективно анализировать взаимосвязи, осмысливать сравнительные характеристики собственной личности и других людей в рамках текущих реальных и воображаемых событий. Однако быть амбидекстром значит сталкиваться с проблемами в сфере коммуникации и социальной адаптации.

амбидекстр

Определение

Асимметрия функций мозга определяет индивидуальные особенности личности. Левое полушарие управляет одними психическими функциями, правое – другими. Считается, что у правшей больше развито логическое мышление, у левшей – сенсорное восприятие и интуиция. Амбидекстрия предполагает отсутствие различий между полушариями, что отражается в способности одинаково умело владеть обеими конечностями.

В норме правое полушарие мозга управляет левой половиной туловища, левое – правой. У праворуких людей доминирует левое полушарие, у леворуких – соответственно правое. Праворукие люди составляют подавляющее большинство – около 90 процентов населения мира, доля леворуких равняется примерно 5-20% населения, амбидекстров – 2-3% населения.

Многие исследователи в своих работах пишут, что у представителей разных типов межполушарной асимметрии по-разному происходит процесс восприятия и обработки информации. Также различаются особенности формирования реакций, в том числе эмоциональных, на внешние стимулы, что влияет на становление личности и определяет модели поведения.

В Википедии амбидекстром называется человек, владеющий двумя руками одинаково, это значит, что у него отсутствует полушарная асимметрия, как в случаях, когда стираются границы между четким разграничением функций. Дословное значение названия «амбидекстр» – «обе правые». Речь идет о верхних или нижних конечностях, которыми человек пользуется с одинаковой легкостью, иногда одновременно.

Считается, что все люди изначально рождаются амбидекстрами, в возрасте 3-4 лет завершается формирование межполушарной асимметрии и происходит выбор доминирующего полушария, в результате чего человек может стать правшой, левшой или одинаково управлять обеими руками. Причем амбидекстрия отражает ловкое, искусное, проворное управление обеими конечностями.

Амбисинистрия указывает на одинаковую способность использовать обе руки с пониженной функциональностью обеих конечностей. Амбисинистр – это определение, которое отражает недостаточную ловкость обеих рук. Слово «амбисинистр» переводится, как «две левые». Такие люди нерасторопны и неповоротливы. Им сложно что-либо делать обеими руками.

Плюсы и минусы

Человек, который может писать обеими руками, называется амбидекстр. Умение виртуозно управляться обеими руками дает владельцу немало преимуществ. Такие люди отличаются повышенной работоспособностью и производительностью труда. Они одинаково успешны в сферах, где требуются развитые навыки логического мышления и творческий подход.

творческая личность

Возможность равноценно пользоваться обеими конечностями способствует достижению высоких результатов в таких сферах деятельности, как спорт, медицина, музыкальное, изобразительное искусство, работа на конвейерах и станках. В отличие от левши или правши амбидекстр эффективно выполняет одновременно несколько действий, что взаимосвязано с повышением скорости трудового процесса и увеличением продуктивности.

Статистика показывает, благодаря ускоренной мыслительной деятельности такие люди быстро принимают обоснованные, грамотные решения, опираясь на точную оценку текущей ситуации. Человек задумывается, как стать амбидекстром, чтобы развить функциональные способности мозга.

Научившись пользоваться обеими руками, можно повышать скорость и качество выполняемых задач в профессиональной и социально-бытовой сферах. Наряду с плюсами у амбидекстрии имеются минусы, которые проявляются в особенностях характера. Умение писать двумя руками иногда сопровождается признаками:

  1. Эмоциональная лабильность (резкие перепады настроения).
  2. Избыточная чувствительность, сентиментальность, в детском возрасте плаксивость.
  3. Склонность к развитию тревожных расстройств, неврастении.
  4. Частые мигренозные приступы.
  5. Забывчивость, пониженная способность концентрировать внимание.
  6. Быстрая утомляемость.

Среди недостатков амбидекстрии стоит отметить повышенную чувствительность к изменениям внешней среды (социальное окружение, условия проживания). Люди-амбидекстры часто испытывают сложности, если приходится отстаивать свои права или точку зрения.

Амбидекстрия и школьная успеваемость

Амбидекстрами называют людей, одинаково успешно владеющих обеими конечностями. У всех детей дошкольного возраста наблюдается преобладание предметного мышления (неразрывная временная и пространственная связь с предметом). В возрасте 10-12 лет мышление становится логическим.

логическое мышление

На промежуточной между обозначенными периодами стадии у ребенка доминирует наглядно-образное мышление (зрительное представление ситуации с привлечением воображаемых образов без практических действий с предметами). Развитие логического мышления происходит медленнее, если у ребенка возникают сложности с формированием наглядно-образного мышления.

Чаще признаки замедления развития наглядно-образного мышления выявляются у детей-амбидекстров. Как следствие ребенок амбидекстр младшего школьного возраста может испытывать трудности при обучении, что ассоциируется с ухудшением школьной успеваемости. Замедление познавательных процессов у детей-амбидекстров во многом обусловлено особенностями школьной программы, рассчитанной на учащихся с ведущей правой рукой.

Успешность обучения учащихся-правшей коррелирует с личностными характеристиками, такими как эмоциональность, жизнерадостность, активность, упорство, отзывчивость, дисциплинированность, способность к самоконтролю. Согласно клиническим исследованиям, учащиеся, которые одинаково владеют обеими руками, отличаются повышенным уровнем тревожности и беспокойства как люди, страдающие от тревожных расстройств.

Другие личностные свойства, которые выявляются у учащихся-амбидекстров: избыточная подозрительность, неустойчивость взглядов, непостоянство интересов. Перечисленные свойства характера коррелируют с недостаточным формированием коммуникативных навыков, ухудшением взаимодействия с окружающими людьми.

Иные отличительные черты: сентиментальность, зависимость от мнения других, нетерпеливость. В то же время у учащихся-амбидекстров 13-14 лет выявляется более высокая степень развития некоторых познавательных процессов по сравнению со сверстниками-правшами. Некоторые особенности детей, которые хорошо владеют обеими руками:

  • Высокоразвитое образное мышление.
  • Высокоразвитое логическое мышление.
  • Высокие темпы мыслительных операций.
  • Большая скорость обработки информации.

На основании полученных данных исследователи утверждают, что темпы развития умственных способностей и познавательных функций выше у тех детей, которые обладают навыком одинаково действовать двумя руками одновременно или параллельно.

ребенок амбидекстр

Особенности влияния на личность

Амбидекстр – такой человек, который демонстрирует равноценное владение обеими руками, это означает, что у него одинаково функционально активны оба полушария мозга. Клинические исследования показывают, взрослые люди-амбидекстры в возрасте 25-45 лет по сравнению с правшами отличаются большей зависимостью от мнения и влияния окружающих. Они больше ориентированы на социальное окружение, у них отмечается пониженная способность к социальной адаптации.

В сравнении с правшами такие люди характеризуются повышенной тревожностью, пониженной самооценкой, неуверенностью в своих силах. Они быстро и точно понимают правила поведения в мини-социуме (круг общения, рабочий коллектив) и реагируют на них. Они отличаются гибкостью поведения при налаживании коммуникативных связей, более внимательно относятся к здоровью, стремятся избегать ситуаций, где высок риск неудач.

В сравнении с левшами такие люди отличаются повышенной эмоциональной восприимчивостью, сентиментальностью и мечтательностью. У них выявляется пониженный уровень дисциплинированности, неумение противостоять собственным желаниям, что коррелирует с ухудшением способности управлять своим поведением. У них чаще возникают трудности при адаптации к изменившимся внешним условиям.

Им требуется больше времени для завершения процесса приспособления к новым условиям. Они чувствительны к оценке и мнению окружающих, что делает их уязвимыми и беззащитными перед нападками и агрессивным поведением других людей. Они склонны сомневаться в верности своих решений и в качестве достигнутых результатов деятельности. Обесценивание результатов своего труда коррелирует с заниженной самооценкой.

Как развить способности

Человек, пишущий двумя руками, называется амбидекстр, эта способность возникает как результат вариативного формирования мозговых структур (недостаточная зрелость мозолистого тела) или вследствие регулярного, длительного выполнения специальных упражнений, тренирующих навык. Чтобы развить амбидекстрию, можно выполнять такое упражнение, как записывание слов из сканвордов и кроссвордов пассивной (не ведущей) рукой. Другие методы тренировки:

  1. Чистка картофеля или выполнение аналогичных действий (чистка зубов, расчесывание волос, гигиенические процедуры) поочередно обеими руками.
  2. Вышивание, шитье обеими руками поочередно.
  3. Игра на музыкальных инструментах с вовлечением обеих рук.
  4. Рисование сразу двумя руками.
  5. Освоение навыков жонглирования.

жонглирование

Первые шаги в освоении письма и рисования не ведущей рукой можно делать по трафаретам (прописи, тетради для раскрашивания). Развитие мелкой моторики кистей относится к приоритетным направлениям, если нужно научиться писать обеими руками, при этом важно придерживаться такого правила, как вовлечение в процесс выполнения заданий всех пальцев.

К примеру, во время печатания на клавиатуре можно нажимать разные буквы, используя сразу все 10 пальцев. Занятия выполняют ежедневно, чтобы развивать способности и не утратить уже приобретенные навыки. Длительность курса индивидуальна, обычно составляет 1-6 месяцев. Ученые рекомендуют максимально задействовать не ведущую руку при выполнении повседневных обязанностей.

Люди, желающие стать амбидекстрами, используют не ведущую руку, когда застегивают молнии и пуговицы, принимают пищу, чистят обувь, застилают постель, раскладывают вещи в шкафу. Приобретение новых навыков ассоциируется с расширением возможностей в профессиональной и личной сфере. Регулярные тренировки, стимулирующие деятельность обоих полушарий, способствуют улучшению когнитивных функций и повышению самооценки.

Чтобы стать амбидекстром, нужно заставлять работать оба полушария. С этой целью ученые советуют, смотреть фильмы на иностранном языке с субтитрами. Человек непроизвольно сравнивает прослушиваемую речь с текстовым сопровождением, вовлекая в процесс обработки полученных данных мозговые структуры обоих полушарий.

Не стоит забывать о спортивных занятиях. Тренируясь в спортивном зале, нужно задействовать одновременно обе верхние конечности. Сначала особое внимание уделяется работе с не доминирующей рукой. Такое подход позволит сгладить разницу. Затем тренировки продолжаются с равномерным распределением нагрузки на обе верхние конечности. Пример упражнения:

  1. Расположить одну руку на животе, другую на голове.
  2. Одновременно гладить себя по животу и голове.
  3. Усложняя задачу, одновременно похлопывать себя по животу и гладить по голове.
  4. Сменить положение рук.

Другое упражнение предполагает одновременное рисование разных предметов обеими руками. К примеру, левой нужно рисовать круг, правой – квадрат. Продолжая тренировку, можно одновременно раскрашивать оба рисунка разными карандашами. Можно пробовать писать слова справа налево или выводить контуры зеркального отражения букв.

написание слов двумя руками

Такие занятия заставляют усиленно работать многие отделы мозга, расположенные в разных половинах головы. Важно развивать гибкость и силу кистей. Во время тренировок используют гантели, кистевые тренажеры и эспандеры. Если вы начинаете ходьбу с правой ноги, старайтесь всегда инициировать движение с левой ноги.

Знаменитости

Знаменитости амбидекстры: киноактеры Киану Ривз (Keanu Reeves), Николь Кидман (Nicole Kidman), Роберт де Ниро (Robert De Niro) и Том Круз (Tom Cruise). В списке присутствуют музыканты Джими Хендрикс (Jimi Hendrix), Ринго Старр (Ringo Starr), Тилль Линдеманн (Till Lindemann), Курт Кобейн (Kurt Cobain) и Адам Левин (Adam Levine), певица Мирей Матье (Mireille Mathieu), теннисистка Мария Шарапова.

В числе известных людей-амбидекстров стоит отметить древнеримского государственного деятеля, полководца Гая Юлия Цезаря (Gaius Iulius Caesa), итальянского изобретателя, механика, художника Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci), изобретателя в области радиотехники Никола Тесла (Nikola Tesla), академика Андрея Сахарова, президента США Гарри Трумэна (Harry Truman).

Амбидекстр – человек, который с одинаковой уверенностью владеет обеими кистями рук, чтобы развить подобные способности, применяют такие методы, как тренировка физических навыков и когнитивных функций.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дом и Семья
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: