Авторитарный стиль в педагогике

Авторитарный стиль в рамках педагогического общения характеризуется опорой преподавателя исключительно на собственные установки, мнения, суждения при принятии решений, касающихся жизни класса и отдельных учеников. Реализуемая учителем тактика – сочетание диктата и опеки. Если ученики пытаются противодействовать агрессивному стилю преподавания, возникают устойчивые конфликты. Неразрешимые конфликтные ситуации часто приводят к переводу ученика в другой класс.

строгий преподаватель

Характеристика

Общение в педагогике – это взаимодействие с целью передачи информации и опыта, согласно определению в структуре общения выделяют коммуникацию, интеракцию (взаимное влияние участников коммуникативного контакта), социальную перцепцию (восприятие, обработка чувственных данных). Эффективность общения между учеником и учителем определяет результат учебно-воспитательного процесса, влияет на формирование личностных качеств учащегося.

Взаимодействие ученика и учителя реализуется посредством педагогических моделей, призванных оптимизировать процесс обучения. Педагогический стиль – это устойчивый набор приемов, методов, навыков, психологических способов, которые используются в рамках процесса обучения и воспитания учащихся. Стиль отражает индивидуальные, типологические особенности взаимодействиями между учащимся и преподавателем. Выделяют педагогические стили:

  1. Авторитарный. Предполагает подавление.
  2. Индифферентный. Предполагает общение без эмоциональной окраски и четко выраженного влияния на личность учащегося.
  3. Демократический. Предполагает общение на одном уровне, тесное сотрудничество и обсуждение спорных вопросов.

Выбранный стиль определяет эффективность процесса обучения, влияет на психологическую атмосферу в коллективе. Авторитарный стиль – это такая форма общения, которая характеризуется всеобъемлющим контролем и строгим, жестким управлением. Учащемуся не предоставляется право на собственное мнение, если оно противоречит взглядам учителя.

Авторитарность в педагогике – это формат отношений, который предполагает приказной тон, критические, резкие замечания, указания, не терпящие возражений. Авторитарный стиль педагога при руководстве группой учеников характеризуется необъективной оценкой личностных качеств, бестактными высказываниями и выпадами. Учитель может незаслуженно хвалить одних своих подопечных и одновременно безосновательно принижать достоинство других.

конфликт учителя и ученика

Авторитарный стиль педагогического руководства – это подавление всякой инициативы. Учитель четко обозначает цель работы и порядок выполнения задания, единолично назначает ответственных, разбивает коллектив учащихся на малые группы в соответствии со своими личными мотивами. Примерами авторитарного стиля в работе педагога служит его жесткое управление процессом рассаживания по партам, общение строго в формате беспрекословного подчинения любым распоряжениям.

Авторитарный стиль общения предполагает необъективную оценку личности, преподаватель высказывает такие мнения и суждения об учащихся, которые основаны на личных предпочтениях и вкусах, что обуславливает влияние на проверку выполненной работы. Ученики, которые нравятся педагогу, независимо от качества выполнения задания, получают высокие баллы. Если преподаватель испытывает личную неприязнь к подопечному, такому ученику никогда не удастся получить высокую отметку.

Авторитарный стиль характеризуется коммуникативной асимметрией. Педагог, придерживающийся подобной тактики преподавания, стремится к единоличному и тотальному доминированию, что проявляется в вербальных и невербальных способах общения. В первом случае речь идет об указаниях, не терпящих возражений, приказах, произнесенных с командной интонацией.

Речь сопровождается типичными невербальными знаками – жестикуляцией, мимикой доминирующего, властного характера. Авторитарный стиль проявляется централизацией учебного процесса. При этом наблюдается снижение степени самоконтроля педагога, понижение уровня критического анализа своего поведения. Авторитаризм преподавателя препятствует рефлексии, умению расслабляться, что часто приводит к развитию неврозов у детей.

Недостатки

Авторитарный стиль преподавания отражается в недостаточном признании таких достоинств учащихся, как инициативность, самостоятельность, коммуникабельность, умение продуктивно взаимодействовать с другими членами коллектива. Часто такие преподаватели высказываются об учениках, как о безответственных, ленивых, недисциплинированных людях. Их раздражает импульсивность, неусидчивость и непосредственность детей.

раздраженный учитель

Подвижные, живые дети, которым тяжело дается длительное бездействие, пребывание на одном месте часто подвергаются оскорблениям и наказаниям. Называя подопечных неорганизованными, несобранными бездельниками, учитель оправдывает жесткое обращение с ними. К недостаткам авторитарного стиля относят эмоциональный отрыв руководителя от коллектива. Преподаватель эмоционально отстраняется от учеников.

Эмоциональная холодность ассоциируется с отсутствием взаимного доверия и душевной близости, что провоцирует появление у детей чувства страха, беспокойства, беззащитности, тревоги. Авторитарный стиль в педагогике приводит к формированию неблагоприятного психологического микроклимата в коллективе, когда ученики испытывают психологический дискомфорт от общения с учителем.

Часто внутренняя напряженность и неудовлетворенность трансформируются в интенсивные переживания, особенно на фоне неодобрительных прилюдных высказываний в адрес ребенка. В результате возможны такие последствия, как понижение самооценки, отсутствие веры в свои способности, развитие депрессии, что негативно сказывается на процессе освоения учебного материала.

Чувствительные, восприимчивые к психологическому давлению дети с высокими интеллектуальными способностями плохо учатся, потому что теряют веру в себя и желание овладевать знаниями. Если преподаватель придерживается авторитаризма, дети в его классе ведут себя на уроках пассивно, невольно перенимают манеру поведения авторитетного взрослого, демонстрируют неприязнь и агрессию по отношению к окружающим.

Ребенок в условиях психологического дискомфорта ориентирован на усиление самозащиты, что наносит ущерб усвоению учебного материала. Навязывая необходимость четко следовать его указаниям, учитель не объясняет нормы поведения, не учит детей управлять эмоциональными проявлениями и реакциями. Он подчиняет детей без объяснений и аргументов, требуя неукоснительно соблюдать изложенные им правила.

Учитель пользуется правами, которые обусловлены его должностью, нередко некорректно высказывается в адрес подопечных, унижает достоинство ребенка. Авторитарный педагогический стиль характеризуется стремлением к единоличному управлению коллективом – учитель дает задание и требует незамедлительного, неукоснительного выполнения. Контроль над выполнением требований осуществляется в жесткой форме.

Если ученик не исполнил предписание, его наказывают – ставят плохую отметку, не допускают к занятиям, вызывают родителей. Педагог, который придерживается авторитаризма в работе, критично и недоброжелательно относится к опыту коллег. Он самостоятельно выбирает тактику поведения, отвергая любые попытки влияния других работников школы на организацию учебно-воспитательного процесса.

конфликт учителя с родителем

Он болезненно воспринимает критику своей работы, отличается злопамятностью и мстительностью по отношению к обидчику. Стоит отметить наличие выраженных волевых качеств у педагогов, склонных к авторитаризму. Им свойственны черты: эмоциональная холодность, строгость, низкий уровень эмпатии, твердость характера, непреклонность. Обычно такие учителя не удовлетворены социальным статусом, своей профессией.

Авторитарный стиль дает относительно высокие результаты в плане поддержания дисциплины и порядка. Однако они носят неустойчивый характер. Если преподаватель покидает класс, ученики, лишившись строгого надзора, нарушают дисциплину. Результаты учебной деятельности обычно понижены независимо от уровня интеллектуальных способностей учеников. Ребенок не осознает своих прав и обязанностей, обусловленных статусом школьника.

Признаки

Авторитарная форма общения с учащимися проявляется в отношении к ученику, как к объекту психологического воздействия и применения педагогических приемов. Ученик не рассматривается, как равноправный партнер. Единицы учащихся при таком стиле педагогического общения способны преодолевать негативное психологическое воздействие и успешно учиться. Признаки авторитарного учителя:

общение ученика с учителем

  • Приоритетные педагогические методы – приказы, распоряжения.
  • Методы психологического воздействия – поучения, упреки, нравоучения.
  • Профессиональная неустойчивость, что проявляется в отсутствии достаточной мотивации для занятия профессиональной деятельностью, когда профессия не приобретает форму трудовой доминанты.
  • Желание лидировать в коллективе коллег.
  • Упор на методическую культуру в ущерб творчеству и предоставлению инициативы учащимся.

В педагогической практике чаще применяются смешанные стили преподавания. Статистика показывает, около 30% учащихся старших классов страдают от невротических расстройств разной степени выраженности. В структуре психических нарушений преобладают тревожные расстройства. Доказано, что психоэмоциональный фон ребенка, особенности становления его личности зависят от стиля преподавания.

Авторитарный стиль педагога характеризуется единоличным управлением классом, когда в процессе принятия решений, касающихся школьной жизни учеников, они не участвуют.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дом и Семья
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: