Что такое синдром отличника

Синдром отличницы – это желание всегда добиваться максимального результата, сделать работу лучше, чем в прошлый раз, достичь недосягаемого. В отличие от перфекционисток взрослые женщины с комплексом отличницы нацелены на получение признания, им важно, какую реакцию их достижения вызовут у других. Они фокусируют внимание на результате и его оценке аудиторией. Они могут использовать запасной план, в то время как перфекционистки всегда следуют только лучшему варианту и концентрируются исключительно на оптимальном выполнении работы без привязки к восприятию результата окружающими.

уверенная в себе женщина

Определение

Синдром отличницы – это комплекс признаков, в числе которых главенствующую роль играет ситуативная тревожность. Состояние возникает в условиях оценки качества проделанной работы. Стремление к перфекционизму сопровождается неспособностью осознать собственное несовершенство и допустить такую вероятность. В психологии синдром отличника – компонент перфекционизма.

Перфекционисты с готовностью воспринимают завышенные требования родителей, педагогов, работодателей. Неспособность соответствовать установленным стандартам для них равносильна утрате приятия со стороны авторитетных членов окружения. Комплекс чаще встречается у детей. У взрослых он превращается в образ жизни.

Как формируется

Комплекс начинает формироваться в глубоком детстве. Неуверенные в своих силах дети стремятся к высоким, одобряемым взрослыми результатам. Распространенные причины неуверенности в себе:

  • Отсутствие друзей.
  • Недостаточное проявление родительской любви и заботы.
  • Сомнения в собственной привлекательности.
  • Низкий социальный статус семьи.

Ребенок-перфекционист близко к сердцу принимает малейшие неудачи, чрезмерно переживает из-за промахов и ошибок. Такие дети на фоне неудач подвержены развитию подавленного, депрессивного состояния. Чтобы всегда и во всем быть лучшим, нужно прикладывать огромные физические и психические усилия, что связано с перенапряжением и переутомлением.

уставший ребенок

Таким детям свойственна повышенная серьезность и недетская взрослость. Дети такого типа не дают себе расслабляться и беззаботно играть вместе со сверстниками, что негативно отражается на развитии коммуникативных навыков и построении отношений.

Признаки

Синдром отличницы у взрослых женщин проявляется наличием высоких требований, которые предъявляются к собственной личности. Стандарты и ориентиры у таких людей завышены. Они хотят добиваться лучших результатов и получать вознаграждение, которое чаще выражается в признании окружающих. Если они не могут выполнить задание, у них возникает чувство тревожности, что коррелирует с развитием неврастении. Невротический тип реагирования на внешние воздействия и события предполагает признаки:

  1. Гиперсоциальность – погруженность в общественную деятельность, как проявление компенсаторного механизма на фоне психологических проблем, желания дистанцироваться от них, вытеснить из сознания.
  2. Сензитивность (чувствительность) – личностная особенность, проявляющаяся усиленной реакцией на события внешнего мира, страхом перед новыми ситуациями, встречами с людьми, испытаниями.
  3. Тревожность – личностная особенность, развивающаяся на фоне ослабления нервной деятельности как свойство темперамента, проявляющаяся усиленными переживаниями по малейшему поводу.

тревожность

Различают два типа перфекционизма – здоровый и патологический (невротический). В первом случае свойства личности включают стремление к лидерству, высокую работоспособность, высокую самооценку, адекватный уровень притязаний. Во втором – перфекционизм развивается на почве страха перед возможной неудачей.

Подобные механизмы развития присущи комплексу отличника, причем у взрослых он проявляется чрезмерной озабоченностью своими действиями, а именно их неточностью, неверностью, ошибочностью. Люди, страдающие синдромом отличника – это индивиды, которые сомневаются в качестве достигнутого результата, зависимы от оценки окружающих, стремятся оправдать ожидания людей, занимающих важное место в их жизни. Синдром отличника проявляется признаками:

  • Организованность, стремление к абсолютному порядку.
  • Тенденция всегда сомневаться в своих действиях.
  • Повышенная обеспокоенность совершенными ошибками.
  • Зависимость от критики со стороны родителей и других авторитетных личностей.
  • Предъявление к себе высоких требований с обязательным намерением им соответствовать.

При синдроме отличника наблюдается стремление достичь успеха во всех сферах жизни, что сочетается с главенствующей ролью оценки окружающих по сравнению с собственным мнением о результате – такое поведение опасно неспособностью индивида адекватно оценить свои действия и их итоги.

Приобретенный опыт отражает суждения исключительно других людей, но не собственные взгляды индивида. Советы и рекомендации посторонних воспринимаются безоговорочно без критики. По сути, человек стремится не к самосовершенствованию своей личности, а к получению положительных рецензий. Достижение успеха коррелирует с неимоверными усилиями и глубокими эмоциональными переживаниями.

Особенности проявления у детей

У ребенка, включившегося в погоню за идеальными решениями, синдром отличника может граничить с самоистязанием. Для таких детей плохая отметка ассоциируется не с пониженным уровнем знаний, а с негативной реакцией педагогов и родителей. Ребенка мало интересует успеваемость в учебе. Гораздо больше его волнуют взаимоотношения с взрослыми, которые могут осложниться из-за плохой отметки.

плохая оценка

Для учащихся, которые не испытывают сложностей в усвоении учебного материала, получение высоких баллов является подтверждением статуса лидера, сумевшего оправдать ожидания взрослых. Психологи рекомендуют родителям акцентировать внимание не на полученной отметке, а на плюсах и минусах выполненного учащимся задания.

Такой подход стимулирует аналитическое обдумывание результатов задания с извлечением выводов. Самостоятельный анализ результатов провоцирует желание ребенка учиться, подкрепляет его мотивацию, делает учебный процесс осмысленным. Синдром отличницы у ребенка впоследствии приводит к исключительно исполнительскому стилю поведения.

Человек не способен самостоятельно планировать и принимать решения. Он подвластен мнению других, с готовностью выполняет задачи, возложенные на него окружающими, реализуя исполнительские функции. Сформировавшийся комплекс тормозит творческое развитие личности, препятствует продуцированию идей и делегированию полномочий.

Такие люди обычно отлично справляются с возложенными на них поручениями, не выходя за рамки, ограниченные поручителем. Ориентация на поручителя превращает рабочий процесс в сугубо механическое выполнение намеченных действий, а человека – в неприметного, зависимого исполнителя, неспособного проявлять индивидуальность и самостоятельность.

Творчество способствует свободному проявлению индивидуальных особенностей личности. У людей с синдромом отличника творческое начало подавлено, не принимает участия в деятельности, поэтому важно избавиться от комплекса, как от помехи, которая ограничивает потенциал и соответственно достижения личности в сфере самосовершенствования. Дивергентное мышление предполагает поиск множества вариантов решения одной задачи и составляет основу творческого процесса.

В рамках тестирования дети с комплексом отличника выдают предсказуемый, типичный результат, здоровые дети – оригинальный и неожиданный. Здоровая личность способна принимать самостоятельные решения, действовать нестандартно, выходить за границы вариантов, одобряемых другими людьми. Психологи отмечают, комплекс отличницы относится к факторам, ухудшающим социальную адаптацию.

Диагностика

Чтобы отличить обычного здорового ученика, который получает отличные отметки в школе, от ребенка с синдромом отличника, нужно обратить внимание на его отношение к оценкам. Хорошая успеваемость не обязательно указывает на наличие комплекса. Возможно, ребенку нравится учиться и решать сложные задачи, он легко справляется с усвоением новой информации.

прилежная ученица

Стоит задуматься о наличии комплекса, если ребенок для получения хороших отметок прилагает максимальные усилия, а в основе его стремления к высшим баллам лежит страх наказания или нежелание разочаровать взрослых. Диагностика включает мероприятия:

  1. Тест Спилберга, позволяющий выявлять ситуативную тревожность.
  2. Выполнение нерешаемых заданий (с измененными исходными данными для невозможности произвести верные расчеты). В условиях работы над невыполнимым заданием у пациентов с синдромом отличницы повышается уровень тревожности.
  3. Повторный тест Спилберга для определения уровня ситуативной тревожности. У людей с комплексом отличницы после попытки выполнения нерешаемых заданий уровень тревожности повышен.

Для выявления нарушений применяют психологические тесты, которые позволяют определять уровень самооценки и характер взаимоотношений в семье. Комплекс может развиться не только у преуспевающих в учебе детей, но также у тех, кто демонстрирует средний уровень знаний. Если неудачи воспринимаются слишком болезненно независимо от их масштабов, ребенку требуется психологическая помощь.

Как избавиться

Чтобы избавиться от синдрома отличницы у взрослых женщин, используют такие методы, как аутотренинг, релаксационные практики, медитация. В ходе занятий нужно чаще напоминать себе о том, что вы лучшая мама (хотя бы, потому что отважились родить детей и любите их), лучшая жена (хотя бы, потому что он выбрал вас среди многих прочих), лучшая хозяйка (хотя бы, потому что отсутствие идеального порядка – не показатель обратного). Что еще можно сделать:

  1. Воспринимать отдых как условие нормальной, результативной работы. Дела никогда не закончатся, а желание укорять себя за несколько веселых часов проведенных в компании друзей (хотя можно было еще поработать) только усугубляет комплекс.
  2. Задавать себе вопрос, зачем вы поступаете так, а не иначе. И скоро заметите, что вас устроили бы более скромные результаты в вопросах и сферах жизни. К примеру, если вы ежедневно встаете на час раньше, чтобы вымыть и уложить длинные волосы, которые так нравятся маме, попробуйте осознать, что короткая стрижка, о которой вы мечтаете на протяжении всей сознательной жизни, сэкономит 60 минут полноценного утреннего сна.
  3. Принимать себя такой, какая вы есть. Ваши достоинства и недостатки отражают вашу индивидуальность. Гораздо лучше иногда совершать маленькие глупости, чем быть постоянно зажатой, полностью контролируя свои действия.

высокая самооценка

Важно относиться снисходительно к собственным промахам и ошибкам, воспринимать неудавшиеся действия, как жизненный опыт, который позволяет делать выводы и двигаться дальше. Чтобы избавиться от комплексов, нужно не бояться пробовать и действовать без ориентира на высокий, одобряемый результат. Чтобы помочь ребенку справиться с комплексом, родителям рекомендуется:

  • Умерить амбиции. Снижение уровня ожиданий в отношении ребенка поможет ему адекватно, без надрыва относиться к решению обыденных задач.
  • Объяснить роль и значение оценок. Важно рассказать ребенку, что оценки не влияют на вашу любовь к нему и ваше мнение о нем. Принятая в школе оценочная система предназначена для выявления уровня знаний ученика, но не для выводов о его личностных качествах.
  • Не сравнивать ребенка с успешными одноклассниками. Подобные сравнения провоцируют развитие комплекса неполноценности и стимулируют к получению высоких отметок любыми средствами, в том числе в ущерб здоровью и моральным принципам.
  • Оставлять ему право ошибаться. Важно объяснить, что ошибаются все люди, что это нормально и естественно, особенно для ребенка, у которого отсутствует жизненный опыт и накопленный запас знаний. Подобный подход избавит малыша от страха сделать что-нибудь неправильно.

Психологи советуют правильно расставлять приоритеты и избавиться от иллюзорных представлений о правилах жизни. Стоит присмотреться к окружению, чтобы сделать выводы – не всегда премии достаются лучшим работникам, а высокие оценки – лучшим ученикам.

Люди с синдромом отличника не оставляют себе права на ошибку, чрезмерно переживают из-за малейшей неудачи, доводят себя до психического и физического изнеможения. Чтобы избавиться от комплекса, повышают самооценку, учатся любить себя, уважать свой выбор.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дом и Семья
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: