Синдром отличницы – это желание всегда добиваться максимального результата, сделать работу лучше, чем в прошлый раз, достичь недосягаемого. В отличие от перфекционисток взрослые женщины с комплексом отличницы нацелены на получение признания, им важно, какую реакцию их достижения вызовут у других. Они фокусируют внимание на результате и его оценке аудиторией. Они могут использовать запасной план, в то время как перфекционистки всегда следуют только лучшему варианту и концентрируются исключительно на оптимальном выполнении работы без привязки к восприятию результата окружающими.
Определение
Синдром отличницы – это комплекс признаков, в числе которых главенствующую роль играет ситуативная тревожность. Состояние возникает в условиях оценки качества проделанной работы. Стремление к перфекционизму сопровождается неспособностью осознать собственное несовершенство и допустить такую вероятность. В психологии синдром отличника – компонент перфекционизма.
Перфекционисты с готовностью воспринимают завышенные требования родителей, педагогов, работодателей. Неспособность соответствовать установленным стандартам для них равносильна утрате приятия со стороны авторитетных членов окружения. Комплекс чаще встречается у детей. У взрослых он превращается в образ жизни.
Как формируется
Комплекс начинает формироваться в глубоком детстве. Неуверенные в своих силах дети стремятся к высоким, одобряемым взрослыми результатам. Распространенные причины неуверенности в себе:
- Отсутствие друзей.
- Недостаточное проявление родительской любви и заботы.
- Сомнения в собственной привлекательности.
- Низкий социальный статус семьи.
Ребенок-перфекционист близко к сердцу принимает малейшие неудачи, чрезмерно переживает из-за промахов и ошибок. Такие дети на фоне неудач подвержены развитию подавленного, депрессивного состояния. Чтобы всегда и во всем быть лучшим, нужно прикладывать огромные физические и психические усилия, что связано с перенапряжением и переутомлением.
Таким детям свойственна повышенная серьезность и недетская взрослость. Дети такого типа не дают себе расслабляться и беззаботно играть вместе со сверстниками, что негативно отражается на развитии коммуникативных навыков и построении отношений.
Признаки
Синдром отличницы у взрослых женщин проявляется наличием высоких требований, которые предъявляются к собственной личности. Стандарты и ориентиры у таких людей завышены. Они хотят добиваться лучших результатов и получать вознаграждение, которое чаще выражается в признании окружающих. Если они не могут выполнить задание, у них возникает чувство тревожности, что коррелирует с развитием неврастении. Невротический тип реагирования на внешние воздействия и события предполагает признаки:
- Гиперсоциальность – погруженность в общественную деятельность, как проявление компенсаторного механизма на фоне психологических проблем, желания дистанцироваться от них, вытеснить из сознания.
- Сензитивность (чувствительность) – личностная особенность, проявляющаяся усиленной реакцией на события внешнего мира, страхом перед новыми ситуациями, встречами с людьми, испытаниями.
- Тревожность – личностная особенность, развивающаяся на фоне ослабления нервной деятельности как свойство темперамента, проявляющаяся усиленными переживаниями по малейшему поводу.
Различают два типа перфекционизма – здоровый и патологический (невротический). В первом случае свойства личности включают стремление к лидерству, высокую работоспособность, высокую самооценку, адекватный уровень притязаний. Во втором – перфекционизм развивается на почве страха перед возможной неудачей.
Подобные механизмы развития присущи комплексу отличника, причем у взрослых он проявляется чрезмерной озабоченностью своими действиями, а именно их неточностью, неверностью, ошибочностью. Люди, страдающие синдромом отличника – это индивиды, которые сомневаются в качестве достигнутого результата, зависимы от оценки окружающих, стремятся оправдать ожидания людей, занимающих важное место в их жизни. Синдром отличника проявляется признаками:
- Организованность, стремление к абсолютному порядку.
- Тенденция всегда сомневаться в своих действиях.
- Повышенная обеспокоенность совершенными ошибками.
- Зависимость от критики со стороны родителей и других авторитетных личностей.
- Предъявление к себе высоких требований с обязательным намерением им соответствовать.
При синдроме отличника наблюдается стремление достичь успеха во всех сферах жизни, что сочетается с главенствующей ролью оценки окружающих по сравнению с собственным мнением о результате – такое поведение опасно неспособностью индивида адекватно оценить свои действия и их итоги.
Приобретенный опыт отражает суждения исключительно других людей, но не собственные взгляды индивида. Советы и рекомендации посторонних воспринимаются безоговорочно без критики. По сути, человек стремится не к самосовершенствованию своей личности, а к получению положительных рецензий. Достижение успеха коррелирует с неимоверными усилиями и глубокими эмоциональными переживаниями.
Особенности проявления у детей
У ребенка, включившегося в погоню за идеальными решениями, синдром отличника может граничить с самоистязанием. Для таких детей плохая отметка ассоциируется не с пониженным уровнем знаний, а с негативной реакцией педагогов и родителей. Ребенка мало интересует успеваемость в учебе. Гораздо больше его волнуют взаимоотношения с взрослыми, которые могут осложниться из-за плохой отметки.
Для учащихся, которые не испытывают сложностей в усвоении учебного материала, получение высоких баллов является подтверждением статуса лидера, сумевшего оправдать ожидания взрослых. Психологи рекомендуют родителям акцентировать внимание не на полученной отметке, а на плюсах и минусах выполненного учащимся задания.
Такой подход стимулирует аналитическое обдумывание результатов задания с извлечением выводов. Самостоятельный анализ результатов провоцирует желание ребенка учиться, подкрепляет его мотивацию, делает учебный процесс осмысленным. Синдром отличницы у ребенка впоследствии приводит к исключительно исполнительскому стилю поведения.
Человек не способен самостоятельно планировать и принимать решения. Он подвластен мнению других, с готовностью выполняет задачи, возложенные на него окружающими, реализуя исполнительские функции. Сформировавшийся комплекс тормозит творческое развитие личности, препятствует продуцированию идей и делегированию полномочий.
Такие люди обычно отлично справляются с возложенными на них поручениями, не выходя за рамки, ограниченные поручителем. Ориентация на поручителя превращает рабочий процесс в сугубо механическое выполнение намеченных действий, а человека – в неприметного, зависимого исполнителя, неспособного проявлять индивидуальность и самостоятельность.
Творчество способствует свободному проявлению индивидуальных особенностей личности. У людей с синдромом отличника творческое начало подавлено, не принимает участия в деятельности, поэтому важно избавиться от комплекса, как от помехи, которая ограничивает потенциал и соответственно достижения личности в сфере самосовершенствования. Дивергентное мышление предполагает поиск множества вариантов решения одной задачи и составляет основу творческого процесса.
В рамках тестирования дети с комплексом отличника выдают предсказуемый, типичный результат, здоровые дети – оригинальный и неожиданный. Здоровая личность способна принимать самостоятельные решения, действовать нестандартно, выходить за границы вариантов, одобряемых другими людьми. Психологи отмечают, комплекс отличницы относится к факторам, ухудшающим социальную адаптацию.
Диагностика
Чтобы отличить обычного здорового ученика, который получает отличные отметки в школе, от ребенка с синдромом отличника, нужно обратить внимание на его отношение к оценкам. Хорошая успеваемость не обязательно указывает на наличие комплекса. Возможно, ребенку нравится учиться и решать сложные задачи, он легко справляется с усвоением новой информации.
Стоит задуматься о наличии комплекса, если ребенок для получения хороших отметок прилагает максимальные усилия, а в основе его стремления к высшим баллам лежит страх наказания или нежелание разочаровать взрослых. Диагностика включает мероприятия:
- Тест Спилберга, позволяющий выявлять ситуативную тревожность.
- Выполнение нерешаемых заданий (с измененными исходными данными для невозможности произвести верные расчеты). В условиях работы над невыполнимым заданием у пациентов с синдромом отличницы повышается уровень тревожности.
- Повторный тест Спилберга для определения уровня ситуативной тревожности. У людей с комплексом отличницы после попытки выполнения нерешаемых заданий уровень тревожности повышен.
Для выявления нарушений применяют психологические тесты, которые позволяют определять уровень самооценки и характер взаимоотношений в семье. Комплекс может развиться не только у преуспевающих в учебе детей, но также у тех, кто демонстрирует средний уровень знаний. Если неудачи воспринимаются слишком болезненно независимо от их масштабов, ребенку требуется психологическая помощь.
Как избавиться
Чтобы избавиться от синдрома отличницы у взрослых женщин, используют такие методы, как аутотренинг, релаксационные практики, медитация. В ходе занятий нужно чаще напоминать себе о том, что вы лучшая мама (хотя бы, потому что отважились родить детей и любите их), лучшая жена (хотя бы, потому что он выбрал вас среди многих прочих), лучшая хозяйка (хотя бы, потому что отсутствие идеального порядка – не показатель обратного). Что еще можно сделать:
- Воспринимать отдых как условие нормальной, результативной работы. Дела никогда не закончатся, а желание укорять себя за несколько веселых часов проведенных в компании друзей (хотя можно было еще поработать) только усугубляет комплекс.
- Задавать себе вопрос, зачем вы поступаете так, а не иначе. И скоро заметите, что вас устроили бы более скромные результаты в вопросах и сферах жизни. К примеру, если вы ежедневно встаете на час раньше, чтобы вымыть и уложить длинные волосы, которые так нравятся маме, попробуйте осознать, что короткая стрижка, о которой вы мечтаете на протяжении всей сознательной жизни, сэкономит 60 минут полноценного утреннего сна.
- Принимать себя такой, какая вы есть. Ваши достоинства и недостатки отражают вашу индивидуальность. Гораздо лучше иногда совершать маленькие глупости, чем быть постоянно зажатой, полностью контролируя свои действия.
Важно относиться снисходительно к собственным промахам и ошибкам, воспринимать неудавшиеся действия, как жизненный опыт, который позволяет делать выводы и двигаться дальше. Чтобы избавиться от комплексов, нужно не бояться пробовать и действовать без ориентира на высокий, одобряемый результат. Чтобы помочь ребенку справиться с комплексом, родителям рекомендуется:
- Умерить амбиции. Снижение уровня ожиданий в отношении ребенка поможет ему адекватно, без надрыва относиться к решению обыденных задач.
- Объяснить роль и значение оценок. Важно рассказать ребенку, что оценки не влияют на вашу любовь к нему и ваше мнение о нем. Принятая в школе оценочная система предназначена для выявления уровня знаний ученика, но не для выводов о его личностных качествах.
- Не сравнивать ребенка с успешными одноклассниками. Подобные сравнения провоцируют развитие комплекса неполноценности и стимулируют к получению высоких отметок любыми средствами, в том числе в ущерб здоровью и моральным принципам.
- Оставлять ему право ошибаться. Важно объяснить, что ошибаются все люди, что это нормально и естественно, особенно для ребенка, у которого отсутствует жизненный опыт и накопленный запас знаний. Подобный подход избавит малыша от страха сделать что-нибудь неправильно.
Психологи советуют правильно расставлять приоритеты и избавиться от иллюзорных представлений о правилах жизни. Стоит присмотреться к окружению, чтобы сделать выводы – не всегда премии достаются лучшим работникам, а высокие оценки – лучшим ученикам.
Люди с синдромом отличника не оставляют себе права на ошибку, чрезмерно переживают из-за малейшей неудачи, доводят себя до психического и физического изнеможения. Чтобы избавиться от комплекса, повышают самооценку, учатся любить себя, уважать свой выбор.