Десоциализация и ресоциализация – взаимосвязанные понятия, которые определяют статус индивида в социуме. Десоциализация рассматривается как утрата качеств, которые представляют общественную значимость, потеря позитивных социальных контактов. Ресоциализация предполагает возобновление утраченной социализации, восстановление коммуникативных связей и свойств, которые обуславливают активное позитивное взаимодействие с другими членами социума.
Определение в психологии
Социализация – процесс овладения нормами поведения, усвоения культурных ценностей, социальных ролей, установок и стереотипов, которые приняты в обществе. В ходе социализации индивид адаптируется к условиям внешней среды, перенимает убеждения, умения, одобряемые в обществе. Человек усваивает коллективный опыт, накопленный обществом, и определяет свою жизненную позицию.
В этот период формируются взгляды, мировоззрение, избирательно выбираются стереотипные поведенческие модели и установки, которые соответствуют собственным ценностям и ориентирам личности. На становление личностных свойств человека влияют нормы морали и убеждения, принимаемые и культивируемые в социуме. Социализация протекает в несколько этапов:
- От рождения до подросткового возраста. Характеризуется отсутствием критического анализа, подражательными моделями поведения.
- Подростковый возраст. Желание выделяться трансформируется в индивидуальность личности. Критическое отношение к социальным нормам и правилам лежит в основе формирования комплекса собственных взглядов и убеждений.
- Период взрослой жизни. Характеризуется стремлением найти свое место в обществе, влиться в его иерархическую структуру.
Формирование личности сопровождается интеграцией индивида в социум или отторжением от общества в силу несогласия с социальными законами и стандартами. Асоциальность – это социальное безразличие, отсутствие мотивов к взаимодействию с другими людьми, что отражается на поведении индивида, которое не соответствует общепринятым стандартам.
В ходе социализации происходит формирование личности под влиянием условий социальной среды, десоциализация отражает утрату приобретенных ранее навыков, ресоциализация означает улучшение адаптивных способностей и восстановление социального статуса. Без предварительной социализации невозможно возникновение состояния десоциализации и ресоциализации.
Стадию социализации проходит любая неущербная личность в ходе взаимодействия с людьми – сначала родителями и родственниками, затем друзьями, одноклассниками, коллегами. Ресоциализация личности в узком понимании предполагает социальную адаптацию лиц, утративших навыки социальной адаптации – правонарушителей, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, людей с делинквентным (антиобщественным, противоправным) поведением.
Ресоциализация в широком смысле слова– это такой процесс, который представляет собой форму социализации, что предполагает усвоение навыков, норм и ценностей, не перенятых ранее по тем или иным причинам. Эта форма социализации затрагивает людей без выраженного уклона к криминальным и антиобщественным интересам. В ряде случаев речь идет о приспособлении индивида к новым условиям жизни, об усвоении правил и убеждений, которые претерпели эволюционные изменения.
Ресоциализация – это в психологии осознанное изменение психологических установок и моделей поведения, обусловленное социальным неуспехом, например, неоправданными ожиданиями, невозможностью достичь поставленных целей. В современном мире ресоциализации не всегда предшествует этап десоциализации, примером может служить получение индивидом второго образования с целью овладения новой востребованной специальностью.
Молодые люди, оканчивая школу, нередко выбирают будущую сферу деятельности исходя из соображений престижа и популярности профессии среди сверстников. Изменение конъюнктуры на рынке труда приводит к сокращению числа представителей определенной специальности. Невостребованные молодые специалисты не могут найти работу и вынуждены менять профиль деятельности, чтобы получать доход, средства к существованию.
Умение найти мотивы для личностного роста, перестроить психологические установки, овладеть новой специальностью – это в социологии рассматривается как успешная ресоциализация личности. В ходе получения второго образования индивид приобретает новые знания, одновременно овладевает нормами, мотивами, ценностями, которые способствуют формированию обновленной жизненной стратегии.
Примеры
Примеры десоциализации личности – правонарушители, дезадаптанты (люди, утратившие способность приспосабливаться к условиям окружающей действительности). Ситуационный потенциал индивида непостоянен. В зависимости от психического, соматического состояния человека, внешних условий ситуационные возможности увеличиваются или уменьшаются.
Понижение адаптивных способностей приводит к социальной дезадаптации и десоциализации, такое явление в психологии рассматривается как несоответствие поставленных целей и достигнутых результатов, что провоцирует развитие состояния фрустрации (невозможность осуществления желаний и удовлетворения потребностей). Десоциализация личности – это в психологии несогласованность психологического и физиологического статуса индивида текущей ситуации жизнедеятельности.
Процесс десоциализации отражает нарушение взаимодействия индивида и окружающей среды. Десоциализация характеризуется антисоциальным поведением и асоциальным образом жизни, что проявляется в устойчивом нарушении правил пребывания в обществе, норм взаимоотношения с другими людьми.
Отражением социальной дезадаптации является нетипичное поведение, понижение результативности деятельности, изменение отношения к внешнему миру. Простыми словами, десоциализация показывает неблагополучие человека, неудовлетворенность своим положением, неспособность изменить психологические установки, чтобы наладить жизнь. Асоциальное поведение проявляется в разных вариантах:
- Агрессия. Поведенческие модели имитируют атаку на возникшее препятствие. Накопившаяся агрессия направляется на окружающих людей, случайные объекты, которые не имеют никакого отношения к проблеме индивида. Злоба вымещается не на истинных препятствиях, а на заместителях. Для таких людей типичны беспочвенные вспышки гнева, грубые высказывания, недовольство требованиями, которые предъявляются к членам общества и, в частности, к ним.
- Бегство от действительности. Под гнетом неприятностей происходит погружение индивида в свои переживания. Его энергия направляется на генерацию отрицательных эмоций, что приводит к «копанию» в себе, самобичеванию, развитию негативных состояний. На фоне постоянных эмоциональных волнений развиваются тревожные расстройства, депрессия. Человек винит себя в жизненных неудачах, что усугубляет неудовлетворительное психоэмоциональное состояние. Он теряет веру в себя, считает себя несостоятельным справиться с трудностями, ощущает чувство безысходности. Для таких людей характерна замкнутость, отстраненность, апатия, отсутствие желания налаживать и поддерживать общение.
- Оппозиция. Сопротивление любым попыткам воздействия, негативизм – лишенный разумных оснований протест против условий и обстоятельств жизни. Деформация сознания проявляется в отчуждении от близких людей, отстранении от действительности. Для таких людей типично изменение общепринятых социальных установок, трансформация жизненных ценностей.
Увеличение количества дезадаптированных лиц ведет к социальному напряжению. Люди, которые не вписываются в стандартные модели жизнедеятельности социума, часто представляют опасность для окружающих. Они совершают противоправные действия, проявляют агрессию к другим людям. Дезадаптация означает разрушение некогда сформировавшихся норм поведения и ценностей.
Дезадаптация или асоциализация происходит на фоне негативного взаимодействия с членами социума под влиянием факторов, усугубляющих социальные риски, например, боевых действий, экономической и политической нестабильности, смерти близкого человека, потери работы. В период асоциализации индивид усваивает антисоциальные установки, отрицательные роли, сомнительные ценности и поведенческие модели.
Методы ресоциализации
Ресоциализация – это процесс повторной интеграции в общество, восстановления утраченных социальных связей и налаживания новых позитивных контактов. Ресоциализация представляет собой возобновление утраченного опыта, восстановление социально одобряемых ориентиров и установок. Методы повторной социализации:
- Создание условий для поддержания физического и психического здоровья индивида.
- Мотивация к саморазвитию личности, поддержка инициативы в этом направлении.
- Препятствование влиянию делинквентных (антиобщественных) факторов, например, мотивация индивида к отказу от общения с криминальными элементами, от использования атрибутов криминальной субкультуры.
- Мотивация индивида к освоению профессиональных навыков.
Методы ресоциализации направлены на создание среды, в которой возможно приобретение референтных (стандартных, образцовых) ориентаций, формирование понятий и убеждений, не противоречащих общепринятым нормам. В рамках ресоциализации появляется устойчивая жизненная позиция, возникает возможность для выполнения социальных ролей. Результаты повторной социализации:
- Осознание своих потребностей и желаний.
- Определение целей и путей их достижения.
- Выявление значимых мотивов.
- Повышение адаптивных способностей.
- Практическое применение опыта в каждодневных условиях.
- Определение степени свободы своей личности, уровня притязаний, гуманности и духовности.
- Реализация творческого потенциала.
- Овладение новыми знаниями, навыками, опытом.
Возобновление социализации происходит при усвоении и добровольном следовании правилам, установленным в обществе, данный процесс носит характер личностного развития. В результате успешной повторной социализации индивид возвращается в привычную среду, налаживает жизнь, вовлекается в социальное функционирование, направляемое и корректируемое одобряемыми нормативами.
Десоциализация и ресоциализация – процессы, отражающие утрату и восстановление индивидом навыков социальной адаптации.