Что такое духовные потребности человека

Духовные потребности отражают стремление человека к достижению внутренней гармонии, ощущения счастья, такого состояния души, когда спокойствие, душевное равновесие и умиротворенность доминируют в общем эмоциональном фоне. Виды потребностей в сфере духовности включают познание мира, дружбу, любовь, общение, самореализацию, стремление к творчеству и саморазвитию.

радостная девушка

Определение

Духовные потребности включают стремление к самореализации, желание выразить свои взгляды, идеи, предпочтения посредством творческой деятельности. Этот вид стремлений обусловлен необходимостью самопознания, осознания смысла существования. Духовное удовлетворение – это способность испытывать положительные эмоции, приятные ощущения, радость, счастье от совершенных поступков, от трудовой и творческой деятельности.

Духовные потребности – это такая форма стремлений человека, которая характеризуется невозможностью абсолютного насыщения, что обуславливает их безграничность. Они носят потенциально необъемлемый характер, у них не существует пределов роста. Единственным ограничением является физическое и психическое состояние индивида, его силы и желание продолжать участвовать в накоплении и потреблении духовных ценностей.

Духовные ценности в обществознании представляют собой высшие потребности человека, ни одна другая из потребностей (биологические, материальные) не способна нивелировать нужду в развитии нравственных, эстетических качеств. Удовлетворение разумных потребностей приводит к состоянию покоя, душевного комфорта, чего невозможно достичь исключительно физическим насыщением или материальными благами.

Согласно классификации американского психолога Абрахама Маслоу (Abraham Maslow), духовность находится на 3-м по значимости уровне после физиологических (воздух, вода, еда) и социальных (стремление к объединению в группы, социализации) нужд. Духовные считаются идеальными, высокими нуждами, которые возникают после удовлетворения инстинктивных, низших потребностей. Если появилась необходимость заниматься творчеством, приобщаться к искусству, значит, проблема первичных нужд частично или полностью решена.

По мнению Маслоу, препятствием для гармоничного развития духовности личности служит неудовлетворенность низших нужд. Однако история знает примеры создания шедевров искусства творческими деятелями, которые постоянно испытывали недостаток в еде и материальных благах. Духовные потребности – это такое состояние сознания, которое отражает побуждение личности к творчеству и созидательному процессу, что в итоге приводит к созданию культурных ценностей. Духовные ценности воплощают чувства и интеллектуальный потенциал людей.

В обществознании потребности рассматриваются, как ощущение недостаточности, нехватки чего-либо в жизни человека, с учетом характера нужд различают их виды. Когда индивид лишен возможности удовлетворять нужды, возникают отрицательные эмоции. По мере удовлетворения нужд эмоциональный фон меняется на позитивный. Когда нужды удовлетворены, обычно возникают новые стремления, обусловленные интеллектуальным и личностным ростом.

успешная девушка

Виды

Выделяют виды духовных потребностей с учетом желания человека обладать плодами духовного производства, к примеру, стремление приобщаться к достижениям науки, культуры, искусства. Основные личные потребности:

  1. Стремление к безопасности.
  2. Необходимость в общении.
  3. Тяга к самовыражению (в научной, творческой, спортивной, политической сфере деятельности).
  4. Необходимость в самоутверждении (получение признания и власти, достижение стороннего уважения и самоуважения).
  5. Нравственные устои.
  6. Эстетические ценности.
  7. Необходимость в труде.
  8. Необходимость укреплять здоровье.
  9. Тяга к научно-познавательной деятельности.

Духовное удовлетворение взаимосвязано с тягой к познанию. Люди во все века стремятся к знанию, освоению новых навыков и умений. Эстетические потребности выражаются в стремлении созерцать прекрасное, наслаждаться произведениями искусства и создавать их. В этой связи выделяют направления развития личности:

  • Расширение художественного кругозора.
  • Развитие эстетического вкуса.
  • Развитие творческих способностей.
  • Стремление украшать жилище, другие объекты быта, вносить красоту в труд и окружающую действительность.

В рамках удовлетворения эстетических нужд индивид познает окружающий мир, находит гармонию в природных пейзажах, замечает положительные качества характера в других людях, глубоко воспринимает произведения поэзии, музыки, изобразительного искусства. Совершенствование межличностных отношений происходит как отражение душевной потребности по принципу постоянного духовного развития.

общение в коллективе

Индивид вырабатывает коммуникативные навыки, учится находить компромиссы, позитивно воспринимать других людей, невзирая на их недостатки и маргинальные поведенческие модели. Стремление к общению граничит с самопознанием. Индивиды общаются между собой, проявляя эмоции, чувства, расширяя кругозор, повышая интеллектуальный уровень, формируя, тренируя волевые качества.

Потребность в дружбе, любви к другому индивиду относится к духовным потребностям, которые отражают стремление человека проявлять участие, сопереживать, сочувствовать, оказывать поддержку и внимание. В процессе общения происходит обмен идеями, поиск решений и ответов на вопросы, создаются совместные произведения искусства и творчества.

Процесс духовного потребления неразрывно связан с удовлетворением потребностей, к примеру, созерцание произведений искусства относят к творческой деятельности, которая ассоциируется с духовным развитием личности. В процессе созерцания индивид становится участником творчества, духовно обогащается, совершенствует свою личность. Для удовлетворения нужд личность утверждает себя в творчестве.

Осознание творческого созидания приносит моральное удовольствие. Развитие интеллектуальных способностей ассоциируется с осознанием собственного творческого потенциала, восприятием культуры как фактора повышения социального статуса и качества жизни. Потребности человека удовлетворяются в процессе его творческой, познавательной, созидательной деятельности.

Желание удовлетворить нужды ассоциируется с личностным ростом. Происходит беспрерывное самосовершенствование личности. Отсутствие необходимости удовлетворять духовные нужды приводит к застою и последующему распаду личности. Для полноценного формирования и развития личности важно в процессе воспитания приобщать ее к культуре и морально-нравственным ценностям, культивируемым в обществе.

Если духовные потребности не направляются наставниками в процессе воспитания, индивид относится к их удовлетворению, опираясь на собственные взгляды, вкусы, мировоззрение, что обуславливает усиление влияния на процесс со стороны социума и уклада жизни, принятого в обществе. Особенности духовных потребностей формируются под влиянием рекламы, прочитанных книг, элементов массовой культуры (кинофильмы, телепередачи, информация в СМИ) в зависимости от того, чем руководствуется индивид при отборе источников новых сведений.

девушка в библиотеке

Потребность в безопасности

В списке нужд особое место занимает потребность в своей безопасности, чтобы составить представление о роли этой потребности в рамках существования индивида, нужно вспомнить о приоритетных интересах личности, которые включают сохранение здоровья и жизни. Человек обладает предвидением исходов ситуаций, способен оценивать последствия своих действий.

Безопасность индивида и его близких можно отнести к базовым критериям существования. Безопасность разделяется на такие виды, как физическая и духовно-социальная. Уровень безопасности зависит от образа жизни, мировоззрения индивида, который бывает склонен к вредным привычкам или напротив стремится к сохранению здоровья посредством правильного питания, занятий спортом и других способствующих достижению цели мер.

На уровень безопасности влияет порядок, установленный в обществе, в частности, правовая защита и реализация правовых программ государственными, юридическими, силовыми структурами. На уровень безопасности благоприятно влияет объединение групп людей в сообщество. Жизнеспособность сообщества и управление им возможно в случае, если его члены ориентированы на приоритетность интересов большинства и второстепенные позиции индивидуальных интересов и потребностей.

Необходимость в познании

Познавательная деятельность направлена на получение достоверных сведений об интересующих предметах, объектах внешнего пространства. Процесс познания в современном обществе ограничивается наличием свободного времени и соответствующих ресурсов (доступность информации).

С познанием человеком окружающего мира происходит научно-техническая эволюция, совершенствование индивида и среды его обитания. Познавая окружающую действительность, личность сама определяет виды информации и формы ее получения (лекции, курсы, литература, интернет ресурсы).

Признаки

Чтобы разграничить материальные, духовные и социальные потребности, нужно понимать их природу. Материальные нужды взаимосвязаны с обеспечением материального существования. Без материальных благ невозможно представить полноценную жизнь современного человека. Духовные блага взаимосвязаны с тягой к творчеству, общению, проявлению любви.

любовь

Социальные и духовные потребности тесно соприкасаются. Социальные нужды возникают в процессе жизнедеятельности индивида в рамках общества. Социальные нужды составляют основу мотивации к трудовой и другим видам деятельности, участвуют в формировании поведенческих моделей. В сфере корреляции духовных и социальных потребностей выделяют самореализацию и самоутверждение личности. Признаки духовных идеальных потребностей в сравнении с материальными нуждами:

  1. Формирование в сознании.
  2. Относительная степень необходимости (к примеру, в сравнении с физиологическими нуждами – необходимостью в воздухе, воде, еде, одежде, жилище).
  3. Широкий выбор средств достижения, способов удовлетворения.
  4. Удовлетворение духовных нужд обычно подразумевает лишь затраты времени.
  5. Бескорыстная связь между объектом и субъектом.
  6. Процесс удовлетворения нужд не ограничен рамками.

Неудовлетворенные физиологические потребности приведут к физической гибели индивида. Невозможность удовлетворить духовные нужды сказывается на психологическом состоянии личности, приводит к социальной дезадаптации, снижению качества жизни. К примеру, отсутствие работы ассоциируется с потерей уверенности в себе и своем будущем.

Роль в жизни индивида

Духовное развитие коррелирует с психофизиологическими процессами, особенностями взаимоотношения личности с окружающим миром. Накопление субъективного опыта связано с переживаниями, эмоциями, погружением индивида в себя, анализом происходящих вокруг событий, своего поведения, эмоциональных реакций других людей. Духовные нужды базируются на общепринятых морально-нравственных нормах, общечеловеческих ценностях.

ценности человека

Духовность коррелирует с такими понятиями, как истина, милосердие, доброта, эмпатия, красота во всех проявлениях. Духовное совершенствование личности приводит к появлению ощущения собственной значимости, что в свою очередь коррелирует с чувством уверенности в себе, самодостаточностью, высоким социальным статусом. Духовность личности является движущей силой к нравственной деятельности.

Человек, обладающий духовностью, проявляет высокий уровень волевых качеств. Он способен направлять физическую и психическую активность, жизненную энергию в русло созидания и самосовершенствования. Бездуховный человек – чаще безвольный, бесхарактерный, неспособный ставить жизненные цели и достигать их. В контексте вышесказанного духовность отождествляется с успешностью во всех сферах жизни.

Без духовных потребностей невозможно обойтись, потому что они составляют основу бытия, их можно выбирать, расширять, регулировать, выражая свою индивидуальность, участвуя в процессах творческого созидания в рамках развития своей личности и общества.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дом и Семья
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: