Общение – процесс налаживания контактов между отдельными людьми и группами. Это многогранный многоплановый процесс, который обладает структурой и обычно опирается на четко обозначенные задачи. Виды общения в психологии отражают характер взаимодействия участников. Навыки коммуникации позволяют целенаправленно, в полном объеме доносить до собеседника нужные сведения, переадресовывать ему свои мысли, чувства, эмоции, используя специальные средства, выбирая подходящий в конкретном случае стиль.
Определение и структура
Категория общения в психологии рассматривает процесс взаимодействия членов социума, который происходит с целью удовлетворения потребностей. В результате взаимоотношений происходит обмен информацией, знаниями, навыками, мыслями, эмоциями, что составляет основу межличностных взаимоотношений. Структурные составляющие процесса общения:
- Коммуникация (обмен информацией).
- Интеракция (организация взаимодействия, обмен действиями).
- Социальная перцепция (восприятие, познание, понимание собеседника).
В ходе общения проявляются индивидуальные черты каждого участника, что обуславливает появление форм, стилей, моделей общения, которые отдельно рассматриваются в психологии. Структура коммуникации складывается из относительно автономных компонентов, которые включают цель, содержание, инструменты и средства общения.
Классификация в психологии
Классификация общения предполагает разделение на виды и стили. Стили в свою очередь включают варианты кратковременного ситуационного поведения – поведенческие модели. Виды общения в психологии и их краткая характеристика:
- Материальное. Взаимная передача предметов.
- Когнитивное. Взаимная передача знаний, информации.
- Эмоциональное. Взаимная передача эмоций.
- Мотивационное. Изложение партнеру сведений о собственных желаниях, намерениях, побуждениях, целях, потребностях.
- Деятельное. Взаимная передача навыков, умений.
Интимно-личностное общение в психологии – это разновидность доверительных, открытых взаимоотношений, которые происходят между близкими людьми, чаще членами семьи. Типы общения в психологии в зависимости от вида участников общения представлены в таблице.
Тип/оценочные критерии | Лично-групповое | Межличностное | Межгрупповое |
Участники | Индивид, группа | Индивид, индивид | Группа, группа |
Характеристика | Индивид одновременно взаимодействует с группой других участников. | Два индивида взаимодействуют между собой. | Две и более группы взаимодействуют между собой. Коммуникация может носить мирный или конфликтный характер. |
Примеры | Руководитель и коллектив сотрудников, педагог и учащиеся. | Любая форма общения между людьми. | Взаимодействие между спортивными командами, школьными классами, политическими и общественными объединениями. |
Общение – это такой тип взаимодействия в психологии, который бывает косвенным, опосредованным и прямым, непосредственным. В первом случае процесс коммуникации осуществляется между участниками, разделенными временем или пространством. Инструменты взаимодействия в данном случае: мессенджер, видео-чат, электронная почта, телефон, другие технические средства. Непосредственное общение происходит между участниками, которые находятся рядом друг с другом.
Функции
Виды коммуникации представлены в психологии разносторонними формами, которые охватывают все сферы жизни и потребности человека. В зависимости от целей и задач общения, различают его функции:
- Контактная. Установление и поддержание контакта.
- Информационная. Прием, обработка, передача информации между участниками.
- Побудительная. Мотивация активности собеседника.
- Координационная. Согласованная, спланированная совместная деятельность.
- Эмотивная. Восприятие и передача эмоций между участниками.
- Определительная. Выяснение и фиксация собственного места в социуме.
- Влияющая. Регулирование поведения и личностных характеристик партнера.
Классификация общения в психологии подразумевает выделение видов, которые базируются на целях и задачах, поставленных с учетом деятельности индивида в рамках общества. Социальная функция коммуникации связана с регулированием общественно-трудовых процессов, передачей и восприятием индивидуального общественного опыта.
Основные стили и модели
Благодаря особенностям психотипа каждого участника процесса общения формируется определенный стиль коммуникативного взаимодействия. Любой личности присущ индивидуальный стиль, который у творческих, интеллектуально развитых натур обычно ярко выражен, эмоционально окрашен. Человек становится легко узнаваемым по характерному для него стилю разговора и поведения.
Манера держаться с собеседником определенным образом сказывается на эффективности взаимоотношений. Манера формируется под влиянием таких факторов, как социальный статус индивида, личностные характеристики, накопленный жизненный опыт, коммуникативные навыки. Для каждого вида и уровня общения в психологии существует стиль коммуникации. Основные стили:
- Творческий. Продуктивный стиль. Диалоги и совместная деятельность строятся на паритетной (равноправной) основе. Участники стремятся к единой цели. Для ее достижения в ходе конструктивного диалога выбирают оптимальные решения. Стиль позволяет раскрыться личностным характеристикам обеих сторон. Отчетливо проявляются этические установки и профессиональная компетентность участников.
- Дружеский. Обладает особенностями, свойственными предыдущему стилю. Строится на взаимном интересе сторон к личностям друг друга. Предполагает открытое, уважительное отношение ко второму участнику, без снисходительности.
- Менторский. Один из участников выступает в роли наставника. Его поведение обусловлено преднамеренным или неосознанным желанием опекать вторую сторону и руководить ее жизнью.
- Завлекающий. Внешне напоминает дружеский стиль, при этом акцент делается на завоевание авторитета и признания любыми способами. Желание понравиться второму участнику часто не поддерживается развитыми коммуникативными навыками. Стиль характерен для неопытных, начинающих руководителей, для родителей, которые пытаются найти способ управления детьми. Часто встречается в отношениях между представителями разного пола на начальных этапах знакомства – каждая сторона старается показать себя в лучшем свете, преувеличить достоинства, скрыть недостатки.
- Дистанционный. Стиль распространен в деловых кругах, в педагогической сфере. Сторона – руководитель, педагог, абстрагируется от проявления чувств и эмоций. Основной акцент делается на передачу второму участнику информации, сведений, знаний с последующей оценкой деятельности собеседника. Характеризуется заострением внимания на разнице участников, которая возникает в соответствии с форматом коммуникации – профессиональная сфера (опытный и начинающий специалист), образовательная сфера (педагог и ученик), служебные взаимоотношения (руководитель и подчиненный), общение между лицами разного возраста.
- Устрашающий. Деструктивный стиль. Развивается на фоне неуверенности в себе при условии более высокого положения в социуме, чем у второго участника. Возникает как результат отсутствия коммуникативных навыков, что приводит к невозможности настроить продуктивный диалог с собеседником. Ставит второго участника в зависимое, подвластное положение. Провоцирует негативную реакцию (страх, барьер отчуждения) второго участника к инициатору стиля коммуникации. Совместная деятельность жестко регламентируется формально-деловыми рамками.
В рамках каждого стиля возможно появление индивидуальных нюансов, которые позитивно или негативно влияют на взаимоотношения с партнером. Нередко индивид при смене партнера кардинально меняет стиль. Резкая, частая смена манеры поведения может свидетельствовать о слабо развитых коммуникативных навыках, мимикрии, когда человек интуитивно подстраивается под каждого нового партнера.
Стиль позволяет проявлять индивидуальность личности. Это устоявшаяся, фундаментальная категория, отражающая мировоззрение и личностные качества индивида. Сформировавшийся стиль поведения поддерживается постоянно в отличие от поведенческих моделей, которым свойственны определенные признаки в течение непродолжительного отрезка времени – конкретной ситуации.
К примеру, гипорефлексивная модель предполагает погружение индивида в себя. В процессе коммуникации он отстранен от действительности и партнера. Модель характеризуется преобладанием монологов, отсутствием внимания к доводам второго участника. Первый участник не слушает собеседника, не реагирует на его слова, полностью поглощен собственными идеями и целями, что приводит к отсутствию взаимопонимания и взаимодействия.
Гиперрефлексивная модель отражает желание индивида привлечь к себе внимание. Первого участника не заботит содержание и форма передаваемой информации. Его волнует реакция второго участника на сам процесс коммуникации и на личность первого. Межличностные отношения для первого участника обретают доминирующие позиции в жизни. Такому человеку свойственно сомневаться в собственных аргументах, доводах, поступках. Он моментально и остро реагирует на малейшие изменения психологического микроклимата, сформировавшегося в ходе диалога.
Средства
Средства выражения информации, мыслей, чувств бывают вербальными и невербальными. В первом случае обязательно используется речь, во втором – знаки, жесты, мимика. Объяснить собеседнику настроение можно невербальным способом при помощи позы, улыбки или красноречивого взгляда.
Общение – важный аспект жизни человека. Развивая коммуникативные навыки, можно повышать эффективность общения, выбирать нужный стиль, рационально использовать доступные средства для выражения настроения, мыслей и чувств.