Неформальный лидер – индивид, который не занимает руководящую должность, чаще не имеет больших материальных возможностей, но благодаря личным качествам характера пользуется уважением и авторитетом в коллективе. Такие люди часто получают привилегии, находятся на особом положении у руководителя и коллег. В рамках предприятия это сотрудники, за которыми идут массы, на кого равняется большинство, кто определяет коллективную стратегию поведения и генерирует общественное мнение.
Определение
Лидерство в рамках менеджмента определяется как способность влиять на людей, направлять их деятельность на достижение обозначенных целей. Неформальный лидер сосредотачивает и нацеливает усилия группы, его авторитет держится не на власти и ее атрибутах, а на личностных качествах.
Неформальный лидер – это такой человек, кто нередко обладает большим влиянием в коллективе, чем официальный руководитель. Лидирующие позиции достаются ему как признание высокого социального статуса, основанного не на финансовом превосходстве или данной законом власти, а на свойствах его характера, умениях, навыках, харизме, образованности, интеллекте.
Неофициальный лидер – это индивид, обладающий определенным набором личностных качеств, что значит формирование общепризнанного авторитета на базе, не зависящей от материального достатка или покровительства сверху. Он энергичен и компетентен в профессиональной сфере, проявляет к окружающим искреннюю симпатию и отзывчивость. Позитивная энергетика, направленная в отношении коллег, воспринимается, как способность находить общий язык с людьми.
У такого человека развиты те самые коммуникативные навыки, которые позволяют ему ладить с другими сотрудниками, завоевывать их доверие и уважение. Он легко сближается с новыми знакомыми, быстро становится для них другом, наставником, советчиком, докой. К его мнению прислушивается большинство, что значит высокую степень влияния на сознание и поведение масс.
Формальное лидерство может быть охарактеризовано, как искусственное создание положения, когда сотрудники подчиняются назначенному на должность руководителю независимо от того, насколько он соответствует их представлениям о хорошем управленце. Члены коллектива могут не уважать начальника, не разделять его взгляды и методы управления, но вынуждены выполнять его распоряжения.
Когда его идеи не находят всеобщего одобрения, а приемы управления идут в разрез с мнением большинства, возникают скрытые или открытые конфликтные ситуации. Причем скрытое недовольство опаснее для бизнеса, потому что управленец может долгое время не находить объяснения падению уровня продаж или производительности, обусловленному нежеланием сотрудников работать с полной самоотдачей.
Характеристика и признаки
Неформальный лидер в коллективе – это человек, который проявляет чувство уверенности в себе. Подобный настрой выражается в осознании своей правоты, целесообразности своих распоряжений, четком понимании сути вопроса. Ему присущи черты:
- Свойство разграничивать собственную личность и свои решения. Если он ошибается, подчеркивает, что плохим оказалось решение, а не он, как вожак.
- Навыки убеждения, развитые коммуникативные способности.
- Умение не терять собственное достоинство ни при каких обстоятельствах.
Эффективность лидерства определяется при помощи критериев трех типов – поведенческих, ситуационных, личностных. Поведенческие критерии подразумевают наличие у руководителя незаурядного интеллекта и знаний, таких свойств характера, как честность и порядочность. Ситуационные критерии предполагают, что для каждой ситуации управленец должен выбирать соответствующий стиль руководства.
Личностные критерии: привлекательная внешность, приятная манера общения, поддержание положительного, одобряемого большинством имиджа. Характеристика формального лидера включает наличие атрибутов, подтверждающих его руководящее положение. Признаки лидера:
- Повышенная активность по сравнению с другими членами социума.
- Инициативность, высокая адаптивность к изменению ситуации.
- Стрессоустойчивость, умение находить адекватный выход из сложных ситуаций.
- Умение брать на себя ответственность.
- Компетентность, информированность в профессиональной сфере, часто большой опыт работы.
- Волевые качества, провоцирующие добровольное подчинение окружающих.
- Приверженность идеологии, социальным установкам, принципам, ценностям, которые приветствуются в обществе.
В задачи лидера входит формирование норм, которых должна придерживаться группа, и контроль над их соблюдением. Лидер определяет особенности взаимоотношений с другими группами, обеспечивает внешнее представительство своего коллектива. Одна из его важных функций – поддержание благоприятных взаимоотношений в рамках мини-социума, создание комфортной, доброжелательной психологической атмосферы в коллективе.
Отличия формального и неформального лидера
Формальное и неформальное лидерство – два альтернативных варианта управления людскими ресурсами. В первом случае руководитель опирается на основы административного управления – инструкции, должностные обязанности, постановления, положения, распоряжения, приказы и другие документы. Во втором – управленец оперирует личным авторитетом и своим умением строить межличностные отношения.
Лидер формальный и неформальный – это руководители, которые управляют группами людей разными способами, используют кардинально отличающиеся приемы. В первом случае руководителя назначают на должность, во втором – его негласно выбирает коллектив. Это может быть сотрудник, который занимает невысокий руководящий пост, или младший специалист. Коллектив предприятия – мини-общество, что значит выделение в его рамках адаптивных, сильных личностей, которые впоследствии становятся неформальными лидерами.
Неформальный лидер – это такой управленец, кто применяет новаторские методы, вдохновляет окружающих на выполнение определенных действий. Он ориентируется на людей, их потребности и желания. Его распоряжения выполняются беспрекословно, потому что члены группы понимают, что они не противоречат их интересам, не угрожают благополучию. Его любят в коллективе, окружающие прислушиваются к каждому его слову, стремятся быть на него похожими.
Официальный руководитель выполняет задачи администратора, использует приемы убеждения, принуждения. Он отдает распоряжения, преследуя единственную цель – повышение производительности и доходности предприятия. Коммерческий расчет – ведущий стимул, определяющий полярность, когда он формулирует и отдает команды, которые нередко встречаются сотрудниками негативно. Такое происходит, если его приказы ассоциируются с ухудшением условий труда.
Ответственный, компетентный, справедливый руководитель обычно пользуется уважением сотрудников. Если формальному лидеру иногда приходится прибегать к заискиванию, угрозам, увещеваниям, чтобы добиться повиновения и выполнения требований, то перед неформальным вожаком никогда не возникают проблемы неисполнения распоряжений. Люди добровольно выбирают его вожаком, поэтому безропотно подчиняются.
Как выявить неофициального лидера
Неформальное лидерство нередко противопоставляется официальному руководству. Управлять коллективом и вести за собой массы – задачи, которые различаются. Руководитель организует деятельность предприятия, в том числе его сотрудников. Неофициальный лидер направляет энергию коллег в определенное русло, что сопоставимо с конкретными целями.
Неформальный лидер в коллективе часто становится причиной разногласий и открытых конфликтов между группами, он вместе со своими последователями может бороться как с официальным руководителем, так и с другими сотрудниками, которые не разделяют его взгляды. Противоречия, которые при этом возникают, ухудшают психологический микроклимат на предприятии, что негативно отражается на производительности труда и в целом на успешности бизнеса.
Чтобы избежать проблем, нужно сотрудничать с неформальным лидером, который может оказывать влияние на других работников. Чтобы найти такого сотрудника, применяют социометрические тесты, которые позволяют выявлять статус отдельных участников группы. Тест проводит специалист-психолог. Если в штате не предусмотрено наличие психолога, руководитель может сделать выводы, основанные на личных наблюдениях. На что обратить внимание:
- К кому обращаются работники по вопросам, не связанным с профессиональной деятельностью.
- Какой специалист считается грамотным и компетентным в решении профессиональных задач (к нему чаще обращаются за советом при возникновении затруднений).
- Кому члены коллектива доверяют представлять свои интересы – выступать, просить, спрашивать у специалистов руководящего звена от имени всех сотрудников.
- Кто проявляет инициативу, выдвигает новаторские идеи и предложения.
Неформальным называют лидера, который оглашает общее мнение, принимает активное участие в обсуждении нововведений, выступает против распоряжений, ущемляющих права всех сотрудников предприятия, озвучивает причины несогласия членов коллектива с новыми правилами или требованиями.
Типы
Неформальный лидер, охарактеризованный, как человек-коммуникатор, без труда налаживает связи с остальными сотрудниками. В числе тех средств, которыми он владеет лучше всего – навыки убеждения и стимуляция позитивной реакции на общение. Он адресно и целесообразно влияет на окружающих людей, выбирая в каждом случае подходящую интонацию, смысловое содержание, формулировки. С ним приятно и полезно общаться, что заставляет коллег вновь и вновь обращаться к нему за советом или с целью дружеского взаимодействия. Различают типы неофициальных вожаков:
- Новатор. Творческий, инициативный человек, постоянно генерирующий новые идеи.
- Координатор. Индивид, обладающий деловой хваткой и организаторскими способностями.
- Кризис-менеджер. Такой сотрудник практически не заметен в обыденных ситуациях, но в экстремальных условиях быстро ориентируется и принимает адекватные решения.
- Революционер. Активно критикует действия руководства, провоцирует недовольство в коллективе.
Представители первых 3 типов могут стать официальному управленцу надежной опорой. Опытный руководитель время от времени делегирует свои полномочия неформальному лидеру и самое главное умеет грамотно направить его помыслы на решение нужных задач. Важно координировать действия неофициального заместителя мягкими, завуалированными приемами, чтобы у него сохранялась иллюзия личного выбора тактики.
Бороться или взаимодействовать
Неформальное лидерство – это инструмент, который руководитель может использовать для повышения эффективности управления трудовыми ресурсами. Если неофициальный вожак придерживается конструктивного стиля влияния, генерирует идеи, совершенствует технологический процесс, организует работу, сотрудничество с ним усилит позиции официального управленца. Он может стать своеобразным кардиналом при короле-руководителе, если ему все-таки нравится активно участвовать в жизни предприятия.
С неофициальным лидером, который ориентируется на деструктивный стиль влияния на массы, сложнее наладить взаимопонимание. В этом случае целесообразно сделать ему предложение, перед которым он никак не устоит, предпочтет остаться на лидирующих позициях и сотрудничать с руководителем. Заинтересовать такого сотрудника можно повышением по службе, материальным поощрением, помощью в устранении социально-бытовых проблем.
Предварительно стоит выяснить мотивы инициативного сотрудника, который может добиваться власти, чтобы ощутить себя в роли статусного человека. Другая вероятная цель – самореализация. Индивид развивается в направлении, которое ему импонирует, и рассчитывает преуспеть на выбранном поприще. Есть реальные примеры, когда оба лидера работают совместно весьма и весьма эффективно.
Чтобы противостоять лидеру-революционеру, нужно дать ему возможность лично устранить проблемы, которые вызывают недовольство сотрудников. Обычно такие люди только высказываются по поводу недостатков условий труда или организации производственного процесса, не предлагая путей выхода из ситуации. Когда нужно брать бразды правления в свои руки и добиваться реального результата, бунтари быстро утихомириваются и идут на попятную.
Неформальный лидер – влиятельный сотрудник предприятия, который направляет усилия большинства членов группы сообразно собственным целям. Сотрудничество руководителя предприятия с неофициальным лидером предполагает широкие перспективы для улучшения, оптимизации хозяйственной деятельности компании и увеличения прибыли.