Что такое предмет и объект конфликта

Предмет конфликта – это вектор притязаний противоборствующих сторон, структурная характеристика спора, обязательный компонент, который помогает прогнозировать исход. Другие структурные характеристики конфликтной ситуации – субъекты или участники спора, действия по его урегулированию, исход. Предмет присутствует на всем протяжении спорной ситуации. Возникшие противоречия побуждают оппонентов вступать в борьбу. Предмет бывает объективно существующим и надуманным, воображаемым.

спор

Определение в психологии

В психологии конфликт рассматривается как столкновение интересов, диаметрально противоположных взглядов, позиций. Конфликты развиваются в сознании индивида, в межличностных отношениях, сопровождаются негативными эмоциональными реакциями, переживаниями. Конфликтная ситуация межличностного порядка характеризуется наличием субъектов – участников ссоры, предмета и объекта разбирательств.

Объект конфликта – это мотив, движущая сила, которые обуславливают развитие столкновения. Это идеи, мнения, вещи, привилегии, которые становятся причиной разногласий между сторонами. Объектом конфликта часто является территория – земельный участок, должность, предмет, права владения и пользования, жизненные принципы. Между объектом и предметом отсутствует значимая разница. Предмет рассматривается как аспект, определенная характеристика, сторона объекта.

Предмет конфликта – это определенные характеристики объекта, которые полно раскрывают причины противоборства, в таком контексте становится понятным, что именно в объекте представляет ценность, значимость для участников ссоры. Примером объекта политического конфликта может выступать конституция, предметом – отдельная статья конституции, которая послужила мотивом к возникновению недовольства и спора.

Конфликтная ситуация предполагает наличие переменных обстоятельств, которые определяют природу и причины разногласий. Четкое определение объекта и предмета спора обуславливает возможность его разрешения. Выделение объекта и предмета конфликта является залогом достижения результата, удовлетворяющего требованиям его участников. Полное урегулирование разногласий невозможно без выявления точных причин распри.

В ситуации «размытых» требований, нечетко изложенных претензий остаются «камни преткновения», которые при определенных условиях спровоцируют развитие повторного спора. Предмет конфликта – это существующая или надуманная проблема, то что становится причиной раздора, например, в случае социального конфликта предметом может выступать идея, жизненная позиция, вещь, желаемая участниками обеих сторон.

девушки в магазине

Объект конфликта – это нечто, на что претендуют, предъявляют права субъекты, в таком контексте получение одной из сторон желаемого предмета, решения означает, что для второй стороны теряется возможность удовлетворения претензии. В психологии субъекты конфликта – это участники спора, которые придерживаются разных взглядов, преследуют разные интересы, претендуют на объект. Субъекты бывают основными и второстепенными.

Инициатор разногласий всегда находится среди основных субъектов. Среди второстепенных участников спора выделяют подстрекателей и организаторов. Второстепенные субъекты не участвуют в ходе разбирательств, но способствуют возникновению и развитию конфликтной ситуации. Привлечение представителей правовой системы обеспечивает ненасильственное разрешение разногласий. Признаки межличностных споров:

  1. Участники доказывают правоту, прибегая к методам обвинения оппонента часто без веской аргументации своей позиции.
  2. Негативные эмоции выраженного, острого характера, часто не поддающиеся контролю.
  3. Неприязнь к оппоненту, которая сохраняется после разрешения спора.

Социальные конфликты отражают противоречия, возникшие между людьми. Политические и экономический конфликты могут возникать между государствами, политическими партиями и экономическими формациями. Если говорят о социальном конфликте, подразумевается участие двух и более людей в качестве субъектов, объектом часто выступают материальные предметы, перспективные возможности (получение гранта, проекта), жизненная позиция, несоблюдение правил.

В качестве субъектов выступают отдельные люди и социальные группы. Разница между субъектом и объектом заключается в разных ролях и функциях, например, субъект является стороной спора, объект представляет собой причину спора, нечто, в чем заинтересованы оба субъекта. Развитие конфликтной ситуации происходит при наличии повода и факторов, усугубляющих разногласия:

  • Значимость объекта для участников спора.
  • Препятствия, воздвигаемые одними участниками противодействия, чтобы помешать достижению целей другими субъектами конфликтной ситуации.
  • Превышение запаса терпимости к препятствию у одной из сторон спора.

конфликтная ситуация

Конфликтная ситуация развивается в 4 этапа – предконфликтная стадия, стадия инцидента, стадия урегулирования, постконфликтная стадия. Предконфликтная стадия характеризуется напряженностью во взаимоотношениях между сторонами. Для стадии инцидента типично появление толчка, стимула, провоцирующего прогрессирующее развитие недовольства. Инцидент бывает случайным, намерено спровоцированным или естественным, возникшим в результате развития событий.

Длительность спорной ситуации зависит от влияния факторов – степень значимости объекта для сторон, готовность сторон к поиску компромиссных решений, уступкам. На длительность течения и исход спора влияют факторы – объем ресурсов, которыми располагают стороны, методы и приемы, использующие в борьбе за достижение целей. По степени выраженности разногласий выделяют открытую конфронтацию или скрытое недовольство. Выделяют варианты возможного развития событий:

  1. Навязывание условий прекращения столкновения стороной, обладающей большими ресурсами и шансами на выигрыш.
  2. Борьба до полной капитуляции одной из сторон.
  3. Затяжное, длительное течение распри при отсутствии достаточных ресурсов или заинтересованности у сторон.
  4. Взаимные уступки при утрате ресурсов для дальнейшей борьбы.
  5. Влияние третьих сил, склоняющее решение в пользу одной из сторон.

Способы урегулирования распри направлены на достижение результата, желаемого сторонами. Конфликтная ситуация может разрешиться посредством воздействия на субъектов спора, из-за изменения характеристик и параметров объекта. В зависимости от характера взаимоотношений между субъектами выделяют формы споров:

  • Горизонтальные. Участвуют лица, обладающие равными полномочиями.
  • Вертикальные. Участвуют лица, обладающие разными полномочиями, например, начальник и подчиненный.
  • Смешанные. Участвуют группы людей, связанные и не связанные подчиненными отношениями.

конфликт в коллективе

Степень удовлетворенности участников распри после урегулирования разногласий зависит от объема достижения цели, методов, которые применялись для получения результата. Степень удовлетворенности определяется потерями, которые понесли участники спора, их психоэмоциональным состоянием, уровнем эмоциональной напряженности и морального удовлетворения после завершения конфликта.

Методы разрешения

В конфликтологии притязания на объект становятся причиной разногласий, это требует поиска способов урегулирования спора. Выбор стратегии зависит от личных предпочтений субъектов, объема ресурсов, уровня предполагаемого ущерба в случае проигрыша, статуса оппонента и прогнозируемых последствий. Выделяют основные способы разрешения:

  1. Избегание (уклонение). Признаки – уклонение от диалога, нежелание активно отстаивать права, отказ от сотрудничества с целью поиска компромиссных решений. Обычно такую тактику выбирают, если объект разногласий не представляет большой значимости для участника спора.
  2. Приспособление (уступчивость). Признаки – попытки урегулировать разногласия за счет нивелирования собственных интересов. Тактику выбирают субъекты, для которых объект не являет собой большой значимости. Тактику целесообразно применять в ситуациях, когда выгодней сохранить с оппонентом дружеские отношения, чем выиграть спор.
  3. Сотрудничество. Признаки – попытка найти выход из положения, выгодный обеим сторонам. При поиске решения учитываются интересы обоих субъектов. Тактика предполагает открытое обсуждение проблемы, обмен мнениями, всестороннее рассмотрение вопроса.
  4. Компромисс. Признаки – попытка найти промежуточное решение, в равной степени удовлетворяющее потребностям субъектов. Компромиссное решение одинаково выгодно сторонам. Ни один из участников распри не получает особые привилегии и не несет особые потери. Тактика применяется в случаях, когда субъекты обладают равной властью, проявляют взаимоисключающие интересы. Тактика целесообразна при отсутствии у сторон достаточных ресурсов для активной борьбы за права.
  5. Соперничество (противоборство). Признаки – активная борьба, использование любых доступных средств, например, принуждения, психологического и физического давления на оппонента. Тактика предполагает применение методов шантажа и зависимости второй стороны от обстоятельств. Тактика характеризуется жесткой позицией, непреклонностью, непримиримостью.

жесткая позиция в споре

Тактика уклонения или приспособления приводит к откладыванию разрешения спора. Тактика сотрудничества предполагает полное урегулирование разногласий. Компромисс удовлетворяет претензии сторон частично, что в некоторых случаях спустя определенный промежуток времени ведет к возобновлению распрей. Некоторые психологи считают разумную конфронтацию более выгодной стратегией в плане достижения завершенного, окончательного результата.

Предмет конфликта – характеристика объекта, который стал причиной развития конфликтной ситуации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дом и Семья
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: