Свойства и функции сознания

Сознание – это в психологии отражение субъективных переживаний индивида. Это механизм, который поддерживает такие функции человека, как способность воспринимать, мыслить, планировать, объяснять. Это компонент познавательной деятельности, который позволяет человеку произвольно взаимодействовать с окружающим миром, самостоятельно принимать решения, ставить цели и достигать их. Процессы сознания и осознания лежат в основе саморазвития.

сознание человека

Определение в психологии

Сознание в психологии – основополагающая категория, которая относится к высшему уровню психической деятельности. Сознание соприкасается со всеми другими категориями в психологии. Оно пребывает в состоянии динамического развития, которое непрерывно происходит в результате взаимодействия с внешней средой.

На степень развития сознания в психологии влияют личностные свойства индивида, в том числе уровень интеллекта, и внешние факторы – количество контактов, интенсивность общения (взаимодействия), степень устойчивости и произвольности выбора коммуникативных связей. Сознание рассматривается в неразрывной связи с субъектом, потому что не может существовать вне индивида.

Сознание относится к важнейшим ценностям человека – никто не согласится провести свою жизнь в бессознательном состоянии. Благодаря способности человека осознавать явления, феномены, факты, события возникают научные открытия и другие продукты созидательной деятельности, формируются культурные традиции, определяются исторические процессы.

Сознание индивида функционирует независимо от его воли. Например, в ходе научных экспериментов доказано, что человек обрабатывает и запоминает гораздо больше разноплановых сведений, чем осознает. Причем неосознанные когнитивные преобразования осуществляются быстрее, а их результаты оказываются более точными, детальными и достоверными. В частности, научные эксперименты показывают, что человек способен справляться с задачами:

  • Разграничение звуковых, зрительных стимулов, расположенных за пределами сенсорного различения.
  • Понимание (без осознания) текстовой информации, зашифрованной в автостереограммах.
  • Обработка семантических сигналов, предъявляемых с такой скоростью, что человек не понимает, что ему что-либо показывали.
  • Реакция на второе значение изображения двойственного характера при отсутствии осознания двойственности рисунка.
  • Фиксация грамматических, перцептивных и других ошибок без понимания человеком на уровне осознания допущенной оплошности.
  • Быстрое, мысленное перемножение трехзначных чисел при сохранении уверенности в невозможности выполнения подобной задачи.

математические вычисления

Напрашивается вывод: мы запоминаем информацию, которую осознанно считаем не зафиксированной в памяти, воспринимаем стимулы, не замечаемые в рамках осознания, повторяем однажды совершенные ошибки, повинуясь однотипным паттернам мышления. Воспринимаемые внешние стимулы, испытываемые чувства в психологии попадают в структуру сознания, когда становятся субъективным переживанием.

Сознание определяет возможность индивида совершать произвольные поступки, продиктованные его волей и желанием. Согласно принципу детерминизма (обусловленности, причинности всех процессов), сознание направляет действия личности, которая в рамках когнитивной деятельности формирует свои приоритеты, принципы, стремления.

Сознание человека – субъективная категория, применяя способность сосредоточиться на самом себе, индивид не различает отклонения между своими суждениями о предметах и явлениях окружающего мира и объективными оценками тех же предметов и явлений. Иными словами, реальность не является компонентом сознания, в то время как оно состоит из субъективных представлений о реальности.

Индивид не способен самостоятельно оценить адекватность своих суждений. Считается, что постижение объективной реальности – недостижимая цель, что связано с деформацией результата под влиянием выбранного способа познания. В процессе познания личность взаимодействует с изучаемым объектом, перенося на него свои субъективные представления из прошлого накопленного опыта.

Психология – это наука, рассматривающая функции сознания, согласно представлению о сознательной деятельности, как о ведущем регуляторе взаимодействия с окружающим миром. Благодаря сознанию индивид формирует образы, отражающие субъективные представления о реальности, контролирует психические процессы и физическую активность, управляет поведенческими стратегиями.

Сознательность – это свойство личности, отражающее способность объективно оценивать состояние окружающей среды и действовать сообразно обстоятельствам и условиям. Это чувство долга, социальной и личной ответственности, олицетворяющее психологическую зрелость, целостность и состоятельность личности.

свойства сознания

Структура и функции

Основная функция сознания в психологии – интеграция психических процессов, управление такими способностями, как восприятие, мыслительная деятельность, планирование, реализация намеченных планов. Благодаря сознанию человек способен к рефлексии и саморефлексии, управляет предметной деятельностью, когнитивно-познавательными процессами. Свойства и функции сознания:

  1. Познавательная. Формирование системы представлений о мире, знаний, навыков.
  2. Отражательная. Восприятие объектов окружающего мира посредством познавательной деятельности, например, при помощи внимания, мышления, запоминания, анализа информации.
  3. Целеполагающая. Определение личных мотивов, целей в жизни и программ их достижения.
  4. Ценностно-ориентационная. Понимание норм, правил, законов общества и природной среды, формирование своего мировоззрения и взглядов.
  5. Управленческая. Создание поведенческих моделей и применение их на практике с учетом поставленных целей, достижений, стратегий.
  6. Рефлексивная. Осуществление самоконтроля и саморегулирования, поддержание функций самосознания и личностного роста.
  7. Коммуникативная. Поддержание осмысленных коммуникативных контактов.

коммуникация

Функции сознания многогранны, охватывают все сенсорные и психические процессы, в том числе формирование ощущений, эмоций, понятий и представлений. Одна из главных функций – способность индивида соотносить, сравнивать, сопоставлять себя с внешним миром. Различают уровни в структуре сознания:

  • Бытийный. Отражает взаимодействие с внешним миром, восприятие информации, формирование реакций, образов и действий.
  • Рефлексивный. Отражает взаимодействие индивида с собственным «Я», происходит формирование значений и смыслов, образующих мировоззрение.
  • Духовный. Отражает взаимодействия индивида в контексте коммуникативных контактов, взаимоотношения с действительностью, существующей параллельно индивиду в рамках социума. Олицетворяет совесть, моральные принципы, свободу.

Осознание единственности своей личности поддерживается благодаря непрерывным переживаниям, которые охватывают воспоминания о прошлом, чувства в настоящем и надежды, связанные с будущим. Структура сознания:

  1. Интеллект. Система знаний, обеспечивающая и поддерживающая мыслительную деятельность.
  2. Мотивация. Комплекс стимулов, побуждений, желаний, определяющих целенаправленную деятельность личности.
  3. Воля. Способность индивида регулировать поведение, управлять действиями, достигать поставленных целей, справляться с трудностями.
  4. Эмоции. Переживания индивида, как отражение его субъективной оценки предметов, явлений и процессов окружающей действительности, чувства, возникающие под влиянием внутренних конфликтов и психической деятельности.
  5. Самосознание. Компонент в структуре личности, определяющий саморегулирование, самоконтроль, самосовершенствование и самовоспитание.

самосознание

Интеллект – способность индивида к познанию, обработке, интерпретации информации. Интеллектуальные способности помогают человеку ставить цели, разрабатывать планы, направленные на их достижение, преодолевать препятствия на пути к успеху. В рамках интеллектуальной деятельности осуществляется контроль над процессом целеполагания и выполнения поставленных задач.

Основная функции самосознания в психологии – выделение личности в границах окружающего мира. Осознание своей личности в роли устойчивого объекта предполагает постоянство личностных свойств, которые не меняются под влиянием внешних воздействий, что обуславливает возможность при любых обстоятельствах оставаться самим собой.

Самосознание – это характеристика личности, являющаяся частью сознания, позволяющая индивиду оценивать свои поступки и поведение в целом, понимать сущность своей натуры, делать выводы о результатах своей деятельности. Если представления о себе сопряжены с внутренней неудовлетворенностью, индивид, обладающий самосознанием, способен самосовершенствоваться, улучшать качества характера, расширять области познаний, заниматься саморазвитием.

Альтернативный вариант реагирования в рамках самосознания – защитная реакция на неудовлетворенность своим поведением и деятельностью. Защитная реакция предполагает вытеснение неприятных представлений о себе во избежание развития внутренних конфликтов. Осознание собственной индивидуальности ассоциируется с желанием защитить комплекс специфических свойств характера, чтобы избежать нивелирования, сглаживания различий между членами социума.

Сознание, будучи отражением высшей нервной деятельности, обеспечивает органическое единство познавательной функции, психических процессов, интеллекта, самосознания.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дом и Семья
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: