Сознание – это в психологии отражение субъективных переживаний индивида. Это механизм, который поддерживает такие функции человека, как способность воспринимать, мыслить, планировать, объяснять. Это компонент познавательной деятельности, который позволяет человеку произвольно взаимодействовать с окружающим миром, самостоятельно принимать решения, ставить цели и достигать их. Процессы сознания и осознания лежат в основе саморазвития.
Определение в психологии
Сознание в психологии – основополагающая категория, которая относится к высшему уровню психической деятельности. Сознание соприкасается со всеми другими категориями в психологии. Оно пребывает в состоянии динамического развития, которое непрерывно происходит в результате взаимодействия с внешней средой.
На степень развития сознания в психологии влияют личностные свойства индивида, в том числе уровень интеллекта, и внешние факторы – количество контактов, интенсивность общения (взаимодействия), степень устойчивости и произвольности выбора коммуникативных связей. Сознание рассматривается в неразрывной связи с субъектом, потому что не может существовать вне индивида.
Сознание относится к важнейшим ценностям человека – никто не согласится провести свою жизнь в бессознательном состоянии. Благодаря способности человека осознавать явления, феномены, факты, события возникают научные открытия и другие продукты созидательной деятельности, формируются культурные традиции, определяются исторические процессы.
Сознание индивида функционирует независимо от его воли. Например, в ходе научных экспериментов доказано, что человек обрабатывает и запоминает гораздо больше разноплановых сведений, чем осознает. Причем неосознанные когнитивные преобразования осуществляются быстрее, а их результаты оказываются более точными, детальными и достоверными. В частности, научные эксперименты показывают, что человек способен справляться с задачами:
- Разграничение звуковых, зрительных стимулов, расположенных за пределами сенсорного различения.
- Понимание (без осознания) текстовой информации, зашифрованной в автостереограммах.
- Обработка семантических сигналов, предъявляемых с такой скоростью, что человек не понимает, что ему что-либо показывали.
- Реакция на второе значение изображения двойственного характера при отсутствии осознания двойственности рисунка.
- Фиксация грамматических, перцептивных и других ошибок без понимания человеком на уровне осознания допущенной оплошности.
- Быстрое, мысленное перемножение трехзначных чисел при сохранении уверенности в невозможности выполнения подобной задачи.
Напрашивается вывод: мы запоминаем информацию, которую осознанно считаем не зафиксированной в памяти, воспринимаем стимулы, не замечаемые в рамках осознания, повторяем однажды совершенные ошибки, повинуясь однотипным паттернам мышления. Воспринимаемые внешние стимулы, испытываемые чувства в психологии попадают в структуру сознания, когда становятся субъективным переживанием.
Сознание определяет возможность индивида совершать произвольные поступки, продиктованные его волей и желанием. Согласно принципу детерминизма (обусловленности, причинности всех процессов), сознание направляет действия личности, которая в рамках когнитивной деятельности формирует свои приоритеты, принципы, стремления.
Сознание человека – субъективная категория, применяя способность сосредоточиться на самом себе, индивид не различает отклонения между своими суждениями о предметах и явлениях окружающего мира и объективными оценками тех же предметов и явлений. Иными словами, реальность не является компонентом сознания, в то время как оно состоит из субъективных представлений о реальности.
Индивид не способен самостоятельно оценить адекватность своих суждений. Считается, что постижение объективной реальности – недостижимая цель, что связано с деформацией результата под влиянием выбранного способа познания. В процессе познания личность взаимодействует с изучаемым объектом, перенося на него свои субъективные представления из прошлого накопленного опыта.
Психология – это наука, рассматривающая функции сознания, согласно представлению о сознательной деятельности, как о ведущем регуляторе взаимодействия с окружающим миром. Благодаря сознанию индивид формирует образы, отражающие субъективные представления о реальности, контролирует психические процессы и физическую активность, управляет поведенческими стратегиями.
Сознательность – это свойство личности, отражающее способность объективно оценивать состояние окружающей среды и действовать сообразно обстоятельствам и условиям. Это чувство долга, социальной и личной ответственности, олицетворяющее психологическую зрелость, целостность и состоятельность личности.
Структура и функции
Основная функция сознания в психологии – интеграция психических процессов, управление такими способностями, как восприятие, мыслительная деятельность, планирование, реализация намеченных планов. Благодаря сознанию человек способен к рефлексии и саморефлексии, управляет предметной деятельностью, когнитивно-познавательными процессами. Свойства и функции сознания:
- Познавательная. Формирование системы представлений о мире, знаний, навыков.
- Отражательная. Восприятие объектов окружающего мира посредством познавательной деятельности, например, при помощи внимания, мышления, запоминания, анализа информации.
- Целеполагающая. Определение личных мотивов, целей в жизни и программ их достижения.
- Ценностно-ориентационная. Понимание норм, правил, законов общества и природной среды, формирование своего мировоззрения и взглядов.
- Управленческая. Создание поведенческих моделей и применение их на практике с учетом поставленных целей, достижений, стратегий.
- Рефлексивная. Осуществление самоконтроля и саморегулирования, поддержание функций самосознания и личностного роста.
- Коммуникативная. Поддержание осмысленных коммуникативных контактов.
Функции сознания многогранны, охватывают все сенсорные и психические процессы, в том числе формирование ощущений, эмоций, понятий и представлений. Одна из главных функций – способность индивида соотносить, сравнивать, сопоставлять себя с внешним миром. Различают уровни в структуре сознания:
- Бытийный. Отражает взаимодействие с внешним миром, восприятие информации, формирование реакций, образов и действий.
- Рефлексивный. Отражает взаимодействие индивида с собственным «Я», происходит формирование значений и смыслов, образующих мировоззрение.
- Духовный. Отражает взаимодействия индивида в контексте коммуникативных контактов, взаимоотношения с действительностью, существующей параллельно индивиду в рамках социума. Олицетворяет совесть, моральные принципы, свободу.
Осознание единственности своей личности поддерживается благодаря непрерывным переживаниям, которые охватывают воспоминания о прошлом, чувства в настоящем и надежды, связанные с будущим. Структура сознания:
- Интеллект. Система знаний, обеспечивающая и поддерживающая мыслительную деятельность.
- Мотивация. Комплекс стимулов, побуждений, желаний, определяющих целенаправленную деятельность личности.
- Воля. Способность индивида регулировать поведение, управлять действиями, достигать поставленных целей, справляться с трудностями.
- Эмоции. Переживания индивида, как отражение его субъективной оценки предметов, явлений и процессов окружающей действительности, чувства, возникающие под влиянием внутренних конфликтов и психической деятельности.
- Самосознание. Компонент в структуре личности, определяющий саморегулирование, самоконтроль, самосовершенствование и самовоспитание.
Интеллект – способность индивида к познанию, обработке, интерпретации информации. Интеллектуальные способности помогают человеку ставить цели, разрабатывать планы, направленные на их достижение, преодолевать препятствия на пути к успеху. В рамках интеллектуальной деятельности осуществляется контроль над процессом целеполагания и выполнения поставленных задач.
Основная функции самосознания в психологии – выделение личности в границах окружающего мира. Осознание своей личности в роли устойчивого объекта предполагает постоянство личностных свойств, которые не меняются под влиянием внешних воздействий, что обуславливает возможность при любых обстоятельствах оставаться самим собой.
Самосознание – это характеристика личности, являющаяся частью сознания, позволяющая индивиду оценивать свои поступки и поведение в целом, понимать сущность своей натуры, делать выводы о результатах своей деятельности. Если представления о себе сопряжены с внутренней неудовлетворенностью, индивид, обладающий самосознанием, способен самосовершенствоваться, улучшать качества характера, расширять области познаний, заниматься саморазвитием.
Альтернативный вариант реагирования в рамках самосознания – защитная реакция на неудовлетворенность своим поведением и деятельностью. Защитная реакция предполагает вытеснение неприятных представлений о себе во избежание развития внутренних конфликтов. Осознание собственной индивидуальности ассоциируется с желанием защитить комплекс специфических свойств характера, чтобы избежать нивелирования, сглаживания различий между членами социума.
Сознание, будучи отражением высшей нервной деятельности, обеспечивает органическое единство познавательной функции, психических процессов, интеллекта, самосознания.