Акцентуации характера – находящиеся в пределах нормы, чрезмерно выделяющиеся на общем фоне свойства и качества личности, классификация по Личко наиболее часто применяется в клинической практике. Характеристики представителей разных психотипов отражают особенности эмоциональных и волевых свойств, а также эмоционально-волевых реакций, возникающих при взаимодействии со средой.
Характеристика
Методика психиатра А. Е. Личко выделяет акцентуации характера, которые указывают на дисгармоническое развитие личности. В структуре характера у таких людей преобладают определенные личностные качества. Эти свойства ярко выражены и определяют поведенческие реакции индивида, влияют на социальную адаптацию.
Акцентуация по Личко указывает на пограничное состояние личности, которая находится на промежуточном уровне между психически здоровыми людьми и пациентами с диагностированными психическими расстройствами. В большинстве случаев развитие патологических свойств индивида связано с негативным влиянием внешней среды.
Классификация акцентуаций характера по Личко предполагает влияние особенностей воспитания на развитие личности. Например, гипопротекция (отсутствие воспитания, полное равнодушие к ребенку) лежит в основе усиления выраженности проявлений у неустойчивого и конформного типов личности, выделенных по классификации Личко.
Гиперопека часто усугубляет выраженность проявлений у индивидов с гипертимной, сенситивной, психастенической конституциональной предрасположенностью психики. Эмоциональное отвержение становится причиной усиления проявлений у людей сенситивного психотипа. Жестокое обращение в семье приводит к усугублению признаков шизоидной, истероидной, лабильной акцентуации.
Диагностика
В рамках диагностики проводится психопатологическое тестирование, которое позволяет определить выраженность психических отклонений – наличие акцентуаций характера, описанных Личко, или психопатий, невротических и психопатоподобных расстройств. Психопатия – аномалия характера, которая тотально определяет поведение индивида, не подвержена изменениям на протяжении жизни, препятствует социальной адаптации.
Чтобы поставить диагноз психопатия, необходимо наличие критериев – тотальность (влияние патологической черты на все эмоционально-волевые реакции), устойчивость, выраженность патологических свойств характера, провоцирующих социальную дезадаптацию. Патологические черты проявляются в ходе коммуникативного общения в семье, школьном и рабочем коллективе, кругу друзей.
Независимо от условий внешней среды гипертимная личность проявляет энергичность, активность, шизоидная – отгораживается от мира, истероидная – всеми средствами привлекает к себе внимание. Когда говорят об акцентуированной личности, речь идет о пограничных вариантах нормы, а не о патологии. У акцентуированной личности патологические черты проявляются не в каждой ситуации.
Иногда акцентуации характера до определенного момента пребывают в латентной форме, выявляются в определенных ситуативных условиях, например, во время экстремальной ситуации или в процессе прохождения теста по Личко. Другая особенность акцентуации – отсутствие препятствий для социальной адаптации, что позволяет дифференцировать небольшие отклонения от психопатии.
В рамках диагностики акцентуации характера используют опросники, разработанные Личко. Главная задача при личном опросе респондента – установление доверительного контакта. Врач опрашивает родственников, друзей, лиц из ближайшего окружения, чтобы получить достоверное представление о поведенческих паттернах пациента.
Если сложно наладить общение с опрашиваемым, применяется прием, когда врач сам сообщает сведения, полученные от родителей, коллег и других людей из окружения больного. Затем пациенту предлагают исправить неточности, дополнить сведения, прокомментировать информацию, объяснить противоречия. Чтобы выявить психопатию и акцентуацию характера у подростков применяют методики, разработанные Личко. Опрос больного проводится в форме непринужденной беседы.
Опрос нередко начинают с вопросов о соматическом состоянии пациента (самочувствие, настроение). Параллельно врач наблюдает за поведением опрашиваемого. Опросник разработан Личко в 1976 году. Опросник представляет собой наборы сгруппированных фраз, которые отражают отношение представителей разных психотипов к актуальным жизненным проблемам разного плана. Основные темы и вопросы:
- Собственная оценка витальных функций (самочувствие, аппетит, трудоспособность, сон, преобладающий эмоциональный фон, настроение).
- Отношение к близким людям (родителям, другим членам семьи, друзьям).
- Отношение к окружающим (коллегам, знакомым, соседям).
- Отношение к абстрактным категориям (будущему, критическим замечаниям в свой адрес, к общепринятым нормам, правилам, законам, к материальным ценностям, приключениям и рискованным мероприятиям, к опеке над собой).
Отвечая на поставленные вопросы, респондент выбирает 1 из нескольких вариантов ответов. Разрешается отказаться от ответов на несколько наборов фраз. В следующем опроснике нужно исключить ответы, которые подходят меньше всего. Исследования показывают, точность диагностики при помощи патопсихологических тестов составляет около 85%.
Классификация
Виды акцентуаций характера выделены по Личко на основании собственных наблюдений с учетом трудов немецкого психиатра К. Леонгарда и русского психиатра П. Ганнушкина. Развернутое описание психотипов позволяет безошибочно определять принадлежность индивида к определенной группе в контексте особенностей поведенческих моделей. Основные типы акцентуаций характера по Личко представлены в таблице:
Тип | Доминирующие свойства | Особенности коммуникации |
Гипертимный | Основной признак – всегда приподнятое, радостное настроение. Редкие вспышки раздражения. Энергичность, повышенный жизненный тонус, деловитость, разговорчивость, общительность, склонность к риску и авантюрам, стремление к лидерству, умение угодить руководству. Физическая подвижность, самостоятельность, недисциплинированность. | При общении следует избегать жестких правил, не настаивать на строгой дисциплине, не оказывать психологическое давление. Не настаивать на мелочной опеке. Рекомендуется совещательно-договорный тип общения без нотаций. Стимулировать рефлексию (анализ своего поведения, состояния, ощущений), самовоспитание. |
Циклоидный | Основной признак – чередование периодов приподнятого настроения и эпизодов апатии, депрессии. Длительность фазы составляет около 1-2 недель. Депрессивная фаза сопровождается упадком сил, желанием уединения, избеганием общения с окружающими. Тяжелое переживание мелких неудач, пессимизм. | Планирование любого вида деятельности, составление распорядка дня. Чередование занятий и форм труда. Рекомендуется чередование активного и пассивного отдыха, программирование положительных эмоций при помощи методик аутотренинга, релаксации. |
Лабильный | Основной признак – крайняя переменчивость настроения без явных поводов. Инфантилизм, глубина эмоциональных проявлений. Не претендуют на лидирующие позиции, в общении ищут доверительные, эмоциональные контакты. Адекватно оценивают особенности своего поведения, понимают, что оно зависит от изменчивого настроения. | Рекомендуется хвалить и поощрять за малейшие достижения, избегать выговоров и нотаций. Рекомендуется акцентировать внимание на позитивных эмоциях и логичных выводах, учиться контролировать эмоциональные проявления. Создавать ситуации для выхода эмоций (творчество). |
Астено-невротический | Основные признаки: повышенная утомляемость, тревожность, раздражительность, склонность к ипохондрии. Утомляемость выше при умственных нагрузках (в сравнении с физическими). Однако соревновательные физические нагрузки переносятся плохо. Раздражительность проявляется в виде аффективных вспышек. Признаки невропатии (нарушение сна, плохой аппетит, плаксивость и капризность в детстве). | Рекомендуется делать перерывы в работе, периодически менять направление деятельности. Равномерно распределять нагрузки в течение дня. Отмечать и поощрять достижения. Учиться расслабляться, чередовать активный и пассивный отдых. |
Сенситивный | Основные признаки: впечатлительность, избыточная чувствительность, повышенные морально-этические требования к себе. Замкнутость, подозрительность возникают вследствие пережитых неприятностей. Пониженная самооценка, пугливость, склонность к послушанию в детстве. | Рекомендуются спортивные занятия, как способ повысить самооценку и избавиться от страхов. Любимые увлечения (чаще музыка, разведение цветов, уход за рыбками, иностранные языки, рисование, шахматы) приводят к достижению морального удовлетворения и душевного комфорта. При общении следует избегать насмешек и подозрений. |
Психастенический | Основные признаки: нерешительность, самоанализ, тревожность, мнительность, стремление анализировать и взвешивать любые ситуации и спорные вопросы. Робость, пугливость в детстве. Склонность к глубокомысленным рассуждениям, двигательная неловкость. Иногда фобии (страх темноты, чужих людей), навязчивые действия. | Рекомендуется поддерживать в ситуациях, требующих проявления ответственности, поддерживать процесс повышения самооценки. При общении следует отказаться от сравнений с другими, демонстрировать любовь и уверенность в его силах, способностях, состоятельности. |
Шизоидный | Основные признаки: замкнутость, погруженность в себя, отгороженность от внешнего мира, уменьшение потребности в общении, нежелание или неумение налаживать коммуникативные связи. Сочетание противоречивых свойств – эмоциональная холодность и повышенная чувствительность, упрямство и уступчивость, застенчивость и бесцеремонность. | Рекомендуются спортивные занятия индивидуального типа (плавание, йога, езда на велосипеде, пешие прогулки). При общении избегать высказываний и ситуаций, которые вызовут дискомфорт и заставят испытывать негативные чувства, например, ощущение обиды или опасности. Внимательно слушать, показывая свою заинтересованность. |
Эпилептоидный | Основные признаки: возбудимость, импульсивность, склонность к запоям, расстройство влечений. Аффекты (вспышки гнева, агрессии) отличаются большой силой и продолжительностью. Возможны проявления жестокости и склонность к садизму. | Рекомендуется развивать постоянство, стабильность влечений, коррекция эмоционально-волевой сферы при помощи изучения правил поведения в общественных местах. Трансформация негативных эмоций в позитивные при помощи занятий спортом, творчеством, методик аутотренинга и релаксации. |
Истероидный | Основные признаки: крайний эгоцентризм, жажда восхищения и внимания к своей персоне. Лживость, склонность фантазировать, преувеличивать, вносить в рассказ вымышленные детали. Склонность к позерству, экспрессии чувств. | Рекомендуется организовать условия для самоутверждения, например, в творческой сфере. При общении следует избегать критических замечаний. При вспашках аффекта лучшая тактика – игнорирование. |
Неустойчивый | Основные признаки: слабохарактерность, безволие, трусливость. В детстве непослушание, непоседливость. Повышенная тяга к удовольствиям и развлечениям. | Рекомендуется формирование волевых качеств, навыков самоконтроля, адекватной самооценки. При общении следует придерживаться роли жесткого руководителя, контролера, опекуна. |
Конформный | Основные признаки: готовность уступать, подчиняться мнению большинства, стереотипность, шаблонность поведения, консерватизм. Главное правило – жить, думать, поступать, как все. | При общении следует демонстрировать лидерские качества, поощрять убежденность в правильности или неправильности поступков, аргументируя и обосновывая свою позицию. |
Выраженность эмоционально-волевых реакций у представителей разных типов характера по Личко отличается устойчивостью. Тип акцентуации определяет отношение индивида к работе, личным взаимоотношениям, соматическим заболеваниям, рассматривается врачами-психиатрами как ведущий фактор фона при диагностике психических расстройств. Тип акцентуации учитывается при разработке программы терапии и реабилитации пациентов любого профиля.
Типология характера по Личко – методика, которая помогает определять психотип индивида, предугадывать его поступки, прогнозировать вероятные поведенческие реакции.