Что такое вербальная агрессия

Вербальная агрессия – недоброжелательность, выказываемая при помощи слов. Такая форма общения приводит к моральных страданиям, понижению самооценки индивида, с которым ведется диалог. В рамках словесных нападок на человека применяют тактику возмущения, угрозы, упрека или оскорбления. Собеседник выказывает свою агрессию, прибегая к пожеланиям зла, посылая или насмехаясь над оппонентом, обвиняя его в некомпетентности или демонстрируя обиду.

ссора

Определение в психологии

Агрессия рассматривается в психологии, как действия и высказывания, которые ведут за собой нанесение вреда, создание душевного дискомфорта, причинение физической боли оппоненту. Вербальная агрессия предполагает использование слов для причинения психического и морального ущерба собеседнику, таких выражений, которые можно назвать зловредными, оскорбительными, унижающими честь и достоинство, что негативно сказывается на психоэмоциональном состоянии оппонента.

Словесная агрессия возникает как рефлекторная реакция, как результат биологических и психических процессов, например, под влиянием темперамента в ответ на внешний провоцирующий стимул. Использование речи для психологического давления на собеседника часто становится следствием влияния социальных факторов – особенностей воспитания, специфики внешнего окружения, уровня культуры, сформировавшихся установок.

Вербальная агрессия в психологии тесно связана с физической, это означает возможность прогнозирования последствий определенных ситуаций, в которых индивид ведет себя агрессивно. Применение методов контроля словесной враждебности в некоторых случаях предотвращает эскалацию конфликта, что позволяет избежать насильственных физических действий.

Вербальное насилие относится к низшему уровню враждебного поведения, это значит, что словесная брань служит сигналом о возможной трансформации словесных проявлений недружелюбия в форму активных криминальных действий (нападение, побои, убийство). В разных культурах по-разному воспринимаются однотипные высказывания и жесты.

Этнокультурная специфика словесного выражения недоброжелательности прослеживается в рамках коммуникативного поведения индивидов. Представители разных культур ведут себя неодинаково в однотипных ситуациях. Разница в речевом поведении обусловлена национальной принадлежностью. Для россиян типично широкое ассоциативное поле проявления антипатии.

В ходе общения с негативной эмоциональной окраской используются фразы в форме активной брани, насмешек, угроз, сарказма и колкостей. Американцы наряду с тактикой активного вербального унижения, возмущения, упреков часто применяют стратегию прерывания коммуникативного контакта. Словесная и физическая автоагрессия типична для японцев. Невербальная агрессия проявляется недоброжелательными действиями, злобной мимикой, угрожающими жестами.

угрожающие жесты

Выделяют прямую и косвенную формы словесной враждебности. Прямая вербальная агрессия – это открытое выражение неприязни конкретному человеку или группе лиц, что не оставляет сомнений в намерениях и мнении говорящего. Косвенная форма представлена завуалированными высказываниями, в которых недоброжелательные намерения собеседника лишь угадываются. Косвенная агрессия нередко проявляется злобными шутками, сплетнями, обсуждением человека за его спиной.

Косвенное агрессивное поведение невербального типа представлено криками в толпе, топаньем, угрожающими жестами, которые не направлены на конкретного оппонента. Агрессия бывает активной и пассивной. В первом случае речь идет о прямолинейном выражении позиции, использовании явных манер агрессора, открытых высказываниях, которые унижают и наносят обиду собеседнику.

Пассивная форма проявляется неявными оскорблениями, упрямством, показным равнодушием, угрюмостью. Такие люди разговаривают нехотя, «сквозь зубы», демонстрируют нежелание поддерживать беседу. Вербальное насилие рассматривается как выбор речевого поведения, которое направлено на подавление личности собеседника, его воли, желания сопротивляться и отстаивать свою позицию.

Природа возникновения

Речевая деятельность – форма коммуникации с окружающим миром. В контексте речевой деятельности выделяют понятие речевого поведения, которое трактуется как стереотипная реакция по интуитивному выбору высказывания в ответ на внешний стимул. Реакция на раздражитель появляется на рефлекторном уровне в соответствии с опытом, накопленным индивидом в процессе освоения навыков общения. Шаблонные схемы – речевые паттерны, формируются в результате активной коммуникативной деятельности.

речевые паттерны

Шаблоны образуют лексическую базу, на которую индивид опирается в ходе поддержания диалога. Наряду с рефлекторным поведением выделяют интеллектуальную форму общения, которая предполагает использование обдуманных, взвешенных речевых оборотов. В случае интеллектуальной реакции на стимул индивид осознанно выбирает один вариант из множества доступных фраз-паттернов. В структуре речевой деятельности выделяют составляющие:

  1. Мотив, предпосылки для высказывания.
  2. Замысел, намерение говорящего с учетом текущей ситуации.
  3. Языковое оформление.

Мотивом для вербальной и невербальной агрессии служит причинение вреда словесными или физическими способами. Обычно агрессивное поведение обусловлено стремлением индивида отстоять свою позицию, взгляды. Когда в споре не хватает аргументов, человек восполняет пробелы при помощи угроз и оскорблений в адрес соперника.

Часто причиной агрессивных выпадов становится провокация, когда собеседники сознательно используют в разговоре фразы, способные унизить и нанести урон самолюбию. Словесная недоброжелательность возникает и проявляется под действием личностных и ситуационных факторов. К личностным факторам относят:

  • Особенности характера и темперамента.
  • Уровень культуры.
  • Особенности воспитания.
  • Тип, уровень и характер образования.
  • Этническая принадлежность.

люди разных рас

Среди ситуационных факторов выделяют манеру поведения собеседника, окружающую обстановку, исполняемые участниками диалога социальные роли, физическое и психическое состояние людей, ведущих диалог. По данным исследований, типы личности, которым свойственно агрессивное поведение – шизоидный, истероидный, циклоидный, человек эпилептоидного или лабильного психотипа склонен вести себя враждебно в рамках общения с окружающими.

Вербальная агрессия характерна для представителей истероидного и циклоидного психотипов. У людей с эпилептоидным типом личности выявляется склонность к физическому насилию. Представители шизоидного и лабильного психотипов чаще демонстрируют косвенную агрессию. У представителей лабильного психотипа выраженный негативизм нередко трансформируется в форму словесной враждебности, недоброжелательства.

Признаки

Лексико-семантические формы в рамках агрессивного поведения носят самостоятельный негативный характер или приобретают негативную окраску в контексте сообщения. Чтобы подчеркнуть колкий, саркастический характер высказывания, применяют речевые коннотации – слова, имеющие дополнительные ассоциативные значения.

Например, слово «петух» ассоциируется с задиристостью, «осел» – с упрямством, «пилить» – с монотонными упреками, «хлев» – с грязным, захламленным помещением. Словесные унижения часто преподносят в подчеркнуто литературной форме, например, «Недостаток интеллекта не компенсируется громкостью голоса». Другие признаки вербальной агрессии:

  1. Использование оценочных междометий – самостоятельных частиц, определяющих эмоциональный тон высказывания, например, «Ах», «Ой», «Ох», «Браво», «Ага».
  2. Фамильярные (неуместно развязные, избыточно непринужденные) обращения.
  3. Лексика сниженного (разговорного, жаргонного) стиля, включение жаргонизмов, бранных, нецензурных выражений.
  4. Преувеличения, использование гипербол.
  5. Обидные названия.

оскорбления

На синтаксическом уровне признаки словесной недоброжелательности проявляются в использовании глаголов, стоящих в повелительном наклонении. Предложения приобретают неполный, незаконченный в смысловом и лексическом контексте вид. Или наоборот построены в форме сложных, замысловатых конструкций, что нарочито преподносится как официальный тон.

Характерно использование обращений «Ты» в случаях, когда общепринятые нормы поведения не допускают подобного варианта. Например, когда человек разговаривает с оппонентом, который старше его, занимает более высокое положение в иерархии компании, общества.

Словесная агрессия типична для людей, которые строят диалог не на взаимном согласии, а на принципах подавления собеседника, они рассматривают провоцирование человека как способ добиться своей цели, в психологии тактика называется манипуляцией сознанием оппонента.

Как реагировать

Управление эмоциональными и лексическими компонентами речи выполняется посредством самосознания и самоконтроля. Способность к самоконтролю обусловлена наличием волевых качеств. Если индивид подвергается сторонней словесной агрессии, психологи рекомендуют при первых признаках недоброжелательности противостоять нападкам в активной или пассивной форме. Чтобы справиться с вербальной агрессией, применяют такие методы, как противодействие или уклонение.

В первом случае речь идет об активном отпоре агрессору, во втором – о немедленном прекращении общения. Чтобы пресечь враждебные высказывания, нужно спокойно объяснить собеседнику, что вы не будете продолжать диалог в таком тоне. Если разговор ведется с посторонним человеком, нужно определить границы его вмешательства в вашу жизнь – у него нет права обсуждать вашу личность и поведение.

прекращение общения

Чтобы охладить пыл агрессора, используют фразы: «Оставьте ваши комментарии при себе», «Я не спрашивал ваше мнение, и оно меня не интересует», «Этот вопрос вас никак не касается». Психологи советуют не поддаваться провокациям и не продолжать разговор в агрессивной манере.

Лучше сослаться на занятость, отсутствие времени и удалиться. Когда словесная недоброжелательность присутствует в общении с близкими людьми, лучше поговорить откровенно, выяснить причины недовольства и устранить препятствия для позитивной коммуникации.

Вербальная агрессия – способ выразить недовольство, гнев, раздражение. Такая форма поведения характерна для людей с определенным психотипом и для тех, кто не способен отстоять позицию в споре при помощи взвешенных, логичных аргументов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дом и Семья
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector