В психологии внутренний ребенок – это отражение детских комплексов, страхов, неудач. Влияние малыша, который живет внутри, повзрослевший человек испытывает на протяжении всей жизни. Внутренний ребенок олицетворяет психологические проблемы, негативные установки, деструктивные поведенческие модели, которые мешают обрести счастье и душевное равновесие. Прошлое нельзя вернуть, но можно исправить ошибки, которые тормозят саморазвитие и достижение гармонии.
Определение в психологии
Внутренний ребенок внутри взрослого, состоявшегося человека – это такое олицетворение связи в прошлом, часть сознания, что спрятано глубоко и влияет на жизнь индивида в любом возрасте. Проявления этого компонента психики неожиданны и не поддаются контролю. Внутренний ребенок воплощает в себе детские страхи, комплексы, психические травмы, поэтому часто становится причиной и предпосылкой для развития внутренних конфликтов.
Чтобы разрешить противоречия, нужно достигнуть согласия со своим внутренним содержанием, полюбить внутреннего ребенка, принять его как неотъемлемую часть своей личности. Принятие детского опыта, ошибок прошлого ассоциируется с избавлением от страхов, неуверенности в себе, агрессии. Психологи советуют установить контакт с компонентом своего «Я», который сформировался на ранних этапах жизни.
Продуктивный, позитивный разговор с внутренним ребенком – возможность понять истоки своих проблем и изменить неэффективные жизненные сценарии. На фоне преодоления скрытых противоречий расширяются границы сознания, происходит отказ от стереотипов и шаблонных моделей поведения, сформировавшихся в детском возрасте. Человек обретает свободу, становится независимым от факторов, тормозящих его развитие и достижение счастья.
Особенности формирования
Понимание подсознательных влияний, зародившихся в детском возрасте, дает возможность устранить многие психоэмоциональные проблемы в настоящем. Психологи считают, большинство трудностей взрослой жизни возникает как следствие влияния прошлого. Подсознательные идеи и установки, воспринятые в детстве в результате общения с авторитетными взрослыми, определяют уровень индивидуальности.
От состояния внутренней девочки или мальчика в итоге зависит, насколько полной и свободной жизнью живет выросший, взрослый человек, насколько он позволяет себе раскрыть индивидуальность, быть собой. Маленькие дети воспринимают слова, поступки своих родителей, других родственников, воспитателей, учителей как непреложную, неопровержимую истину. Они принимают информацию, исходящую от авторитетных людей, безоговорочно, не анализируя ее и не подвергая сомнению.
Родители и учителя преследуют цель – адаптировать малыша к условиям пребывания в социуме. Однако не всегда процесс социальной адаптации носит конструктивный характер. Взрослея, ребенок воспринимает мир и свою личность глазами родителей. Он также как близкие люди оценивает и критикует себя. Малейшие промахи и ошибки не остаются незамеченными спрятанным внутри родителем-критиком.
Родитель-критик назидательно указывает на совершенные оплошности и сделанные недочеты, заставляя повзрослевшего индивида чувствовать себя беспомощным малышом. Критик, живущий внутри нас, помогает не терять достоинство, следовать нормам нравственности и морали. Однако он не всегда объективен и лоялен, чаще бывает предвзят и избыточно строг. Когда формируются негативные установки:
- Родители связывают личные качества ребенка с его потребностями, чувствами и желаниями. Например, утверждают, что хорошие дети должны делать определенные вещи, стремиться к определенным целям, избегать определенных влияний и ситуаций.
- Родители не разделяют поведенческие модели и личность малыша. Если ребенок совершил проступок, его называют плохим, негодным, бессовестным, несмотря на наличие положительных качеств характера.
- Слишком строгое, авторитарное воспитание. Если ребенок привык постоянно слышать упреки, оскорбления, фразы, унижающие достоинство, в других обстоятельствах он теряется, ощущает внешние изменения, как угрозу стабильности. Без критических замечаний со стороны внутреннего «Я» и окружающих, человек начинает чувствовать себя дискомфортно. Подобное затишье неправильно трактуется как одиночество, нежелание других членов общества принимать индивида в свой круг.
- Непоследовательность в применении воспитательных приемов и методов. Если родители поочередно, то ругают, то не ругают ребенка за однотипный поступок, малыш начинает ожидать наказания постоянно без причины и прецедента. Эмоциональное напряжение, которое возникает на фоне постоянного ожидания наказания, приводит к попыткам самобичевания, как к способу наказать себя самостоятельно, не дожидаясь сторонней реакции.
- Наказания без повода. Если на ребенке срываются, чтобы выплеснуть накопившиеся негативные эмоции, впоследствии он порицает себя в ситуациях, когда у окружающих плохое настроение. Феномен связан с подсознательной установкой – если себя наказать, другие люди станут более довольными и счастливыми.
Каждое услышанное в детстве слово – след, определяющий установки, мотивы, потребности. Внутренний ребенок живет в нас наряду с внутренним родителем. Если в первом случае речь идет об обидчивом, ранимом малыше, то во втором – о человеке, который стоит на своем, отличается непоколебимыми взглядами, считает, что каждый обязан выполнять долг.
Когда человек ежедневно ругает себя за малейшую ошибку, малыш, живущий внутри, пребывает в постоянном ожидании очередного приступа агрессии. Последователи концепции самопомощи утверждают, жизнь – это возможность принимать и любить себя со всеми недостатками и несовершенствами. Относясь к себе с заботой, уважением, симпатией в прошлом, настоящем и будущем, мы становимся счастливыми людьми.
Субличности человека
Американский психолог Эрик Берн утверждал, что внутри каждого человека живут 3 субличности – ребенок, взрослый, родитель. В зависимости от текущей ситуации один из них занимает ведущие позиции в подсознании и определяет поведенческие модели. Чтобы понять, кто именно руководит поступками и поведением в конкретный момент, нужно знать особенности влияния каждой из субличностей.
Если доминирует внутренний ребенок, человек становится чувствительным, обидчивым, чрезмерно эмоциональным. Он совершает опрометчивые, необдуманные поступки, занимается творчеством, возводит малые промахи в ранг катастрофы. Человек, потерявший живущего внутри малыша, характеризуется как «черствый» и мрачный, нелюдимый и нежизнерадостный. Если доминирует родитель, жизнь индивида становится скучной, лишенной озорства, ребячества, безудержного веселья.
Человек, ведомый внутренним родителем, ориентирован на сохранение накопленного опыта и традиций, следование сформировавшимся установкам, строгое соблюдение норм нравственности. В этом случае для человека существует больше запретов, чем развлечений. Внутренний взрослый объективно воспринимает реальность, находит компромиссы между двусторонними позициями «я хочу» и «не нужно делать» или «я не хочу» и «нужно делать».
Как работать над собой
Американский психолог Луиза Хей – одна из основательниц движения самопомощи, в своей книге описывает упражнения для устранения психологических проблем и физических недугов, обусловленных деструктивными убеждениями и негативными эмоциями. Последователи концепции самопомощи проводят тренинги, которые помогают людям, неудовлетворенным своей жизнью, становиться счастливыми.
Работа с внутренним ребенком нацелена на ликвидацию вреда, который ассоциируется с прошлым опытом. Чувства испуганного ребенка не всегда опознаются и адекватно анализируются повзрослевшим человеком. Страх, психотравмирующие ситуации, произошедшие в прошлом, наносят урон нынешнему психоэмоциональному фону, формируют привычку к самоистязаниям.
Внутренний ребенок в процессе самоистязания подвергается разрушительному воздействию, чтобы он не чувствовал себя отверженным и одиноким, его нужно успокоить, используя такие приемы как прощение прошлого, налаживание гармоничных связей с этой частью «Я».
Когда вы начинаете любить, исцелять внутреннего ребенка, вы объединяете разлаженные части своей личности, достигаете таких целей, как обретение внутреннего единства и согласия с самим собой. Невозможно стать успешной личностью, чувствовать душевный комфорт и удовлетворение, если какая-то часть «Я» отторгается от общего целого.
По мнению Хей внутренний ребенок должен знать, что о нем заботятся, с этой целью делают упражнения для исцеления. Психолог подчеркивает, чтобы справиться с отрицательным влиянием прошлого, нужно время. Для получения эффекта упражнения курса повторяют в течение нескольких месяцев. Упражнения, как исцелить внутреннего ребенка:
- Подойти к зеркалу, мысленно представить себя малышом. Чтобы упростить задачу, можно предварительно просмотреть свои детские фотографии.
- Посмотреть на изображение себя в детстве, созданное при помощи воображения.
- Обратиться вслух к мысленно созданной картинке в зеркале, сказать ребенку, что вы любите его и заботитесь о нем.
- Смотря в зеркало (можно использовать карманный вариант), ежедневно разговаривать с внутренним ребенком, представляя вместо своего отражения детское фото. Работающая техника работы с внутренним ребенком предполагает искренний, откровенный диалог. Психологи рекомендуют начать разговор с извинений за долгое молчание в течение многих лет. Нужно извиниться за агрессивные выпады в его адрес, за брань, критику и недовольство им.
- Вспомнить все, чем вам нравилось заниматься, когда вы были маленькими. Перечислить любимые детские хобби и увлечения. Вспомнить, когда в последний раз вы предавались веселым, легкомысленным забавам. В психологии считается, что внутренний родитель сдерживает и контролирует порывы, направленные на приятное, беззаботное времяпровождение, реализацию бесцельных планов, желаний. Отстраните внутреннего родителя и позвольте себе заняться делом, которое доставляет удовольствие.
- Играть с малышом, живущим внутри. Совершать бесшабашные, нелепые поступки, которые не вяжутся с образом взрослого человека. Примеры: рисовать забавные рисунки, прыгать в куче опавших листьев или через канаву, пускать мыльные пузыри, кататься на карусели, пробежать под брызгами фонтана. Психологи уверяют, что подобные занятия преобразят серые будни, раскрасят дни яркими красками.
Чтобы вылечить внутреннего ребенка, используют такие методы, как любовь и забота. Любовь стирает из сознания самые тяжелые воспоминания. Сильное чувство, несущее положительную энергию, проникает глубоко, залечивая раны прошлого, вселяя надежду на лучшее будущее. Чтобы исцелить малыша, живущего внутри, нужно принимать каждую частицу своей личности.
Чтобы работать с внутренним ребенком, нужно осознать его присутствие внутри вас, ходить с ним везде, мысленно держа его за руку, как если бы речь шла о живом малыше. Психологи советуют не отказываться от упражнения, даже если оно выглядит глупым и ребяческим. Нужно вместе, держась за руки, переживать позитивные эмоции, заново знакомиться с окружающим миром, создать для себя и внутреннего ребенка комфортную, приятную жизнь.
Важно осознать, что независимо от детских переживаний, обид, печальных событий сейчас только вы решаете, какой будет дальнейшая жизнь. Вы сами ставите перед собой цели, направляете движение вперед, радуетесь достижениям и удачам. Повторяйте себе снова, что теперь только вы отвечаете за жизнь и будущее. Осознайте необходимость измениться и вырасти в своих глазах.
Внутренний ребенок – частица «Я», которая сформировалась в далеком прошлом, объединив положительные и отрицательные влияния воспитательного процесса. Психологи уверяют, чтобы стать свободным, успешным и счастливым, нужно полюбить малыша внутри нас.