Адаптация – это в психологии многокомпонентная категория, которая олицетворяет приспособленческие реакции индивида, регулируемые внешними стимулами. Это состояние, в котором устанавливается баланс между требованиями социальной среды и потребностями индивида. Это процесс удовлетворения потребностей индивида при условии отсутствия противоречий с социальным окружением.
Определение в психологии
Психофизиологическая адаптация – это способность человека к физиологическому и биологическому приспособлению в постоянно меняющихся условиях внешней среды. Психофизиологическая адаптивность отражает навык приспосабливаться к природной среде. Адаптация в психологии – это такое свойство личности, которое отражает ее способность приспосабливаться к социальной среде, что указывает на освоение и принятие условий, диктуемых социумом.
Понятие адаптации в психологии тесно связано с процессом социализации, который предполагает формирование свойств и качеств личности под влиянием обучения и непрерывной познавательной деятельности. Этот феномен отражает процесс достижения социального равновесия, когда отсутствуют внутренние конфликты и противоречия с внешней средой (обществом).
Индивид приспосабливается к условиям внешней среды, применяя навыки, привычки, поведенческие паттерны, сформировавшиеся под влиянием личных мотивов и внешних стимулов, направленных от представителей социума. Внешние стимулы и внутренняя мотивация изменяют поведение индивида до такой степени, что воздействия перестают провоцировать какую-либо реакцию.
Достигнутое состояние отражает гармоничное единение индивида с окружающей социальной средой. Адаптивное поведение – это способность индивида соответствовать ожиданиям социума при сохранении внутренней удовлетворенности самой личности. Социальные ожидания вариабельны и зависят от пола, возраста, статуса индивида в рамках группы.
Адаптивное поведение ассоциируется с проявлением инициативы, умением принимать обдуманные, взвешенные решения, четким определением плана дальнейших действий, пониманием концепции своего будущего. Способность индивида к адаптивности указывает на моральную и психическую зрелость личности, свидетельствует о добровольной ответственности в рамках социальных обязательств.
Адаптированность рассматривается как результат успешного процесса адаптации. При этом адаптивность человека чаще отличается от конформизма – приспособленчества, пассивного принятия учрежденного порядка. Конформизм представляет собой одну из адаптационных стратегий. В других случаях личность активно совершенствуется, чтобы лучше адаптироваться в среде. При этом успешность индивида в социуме не всегда является отражением высокой адаптивности.
Виды
Психологическая адаптация в обществе – это образование, категория, которая состоит из компонентов, отражающих взаимодействие индивида и других членов группы в совокупности. Компоненты индивидуальной адаптивности:
- Приятие норм и законов, установленных в обществе.
- Психологическая гибкость.
- Эффективное реагирование на новые условия, в том числе потенциально опасные.
- Способность направлять события в приемлемое для себя, желательное русло.
- Способность воспринимать ситуацию под углом выгодных, выигрышных для себя решений.
В рамках понятия социальной адаптивности рассматривают реализацию поставленных целей, достижение планируемых результатов, осуществление стремлений и желаний. Адаптивность коррелирует с толерантностью, которая влияет на легкость восприятия проблем, трудностей, возникающих в виде неприятия внешних условий, например, поведения и мировоззрения некоторых членов социума. Различают виды адаптации в психологии:
- Аллопластическая. Отражает изменения в окружающем мире, которые необходимы для удовлетворения потребностей индивида.
- Аутопластическая. Отражает личностные изменения, которые необходимы для приспособления к условиям окружающего мира.
- Поиск среды (социума), благоприятной для продуктивного, плодотворного функционирования.
Активно участвуя в жизни общества, индивид продуцирует условия окружающей среды, влияет на состояние внешнего мира, делая его более или менее благоприятным для удовлетворения потребностей. В процессе обучения и познания мира формируются навыки самопомощи, которые помогают индивиду справляться с трудными жизненными ситуациями.
Негативная адаптация предполагает полное отсутствие реакции на существующий внешний раздражитель, как приобретенный навык. Пример индивидуальной негативной адаптации: ребенок адаптируется к телесным наказаниям (тычкам, оплеухам, затрещинам), применяемым родителями, и со временем не воспринимает их, как слишком дискомфортное для себя ощущение в психологическом и физическом плане.
Другой пример: добыча средств к существованию после потери работы и невозможности в силу разных причин (пожилой возраст, низкая квалификация, отсутствие актуальных знаний в области, неспособность поддерживать интенсивный характер труда) найти новую. Пример групповой негативной адаптации: принятие утвержденного порядка в обществе, несмотря на понимание его несостоятельности и недочетов (наличие преступности и безработицы, коррупции и произвола власти).
Позитивная адаптация – приспособление к условиям текущей ситуации с осознанием позитивного влияния внешних стимулов. Пример индивидуальной позитивной адаптации: осужденный преступник адаптируется к положительным внешним условиям, в силу чего у него вырабатываются новые навыки и поведенческие модели, способствующие ресоциализации. Пример групповой позитивной адаптации: заимствование диаспорой (группой мигрантов) привычек, традиций, ценностей социальной группы, внутри которой они проживают в настоящий момент.
Признаки адаптивности
Адаптивность – это в психологии комбинация процессов аккомодации и ассимиляции. Под аккомодацией понимается изменение паттернов – схем действий личности с учетом новых требований. Ассимиляция рассматривается как процесс включения индивидом возникшей проблемной ситуации и вариантов ее решения в сформировавшуюся базу, состоящую из схем – поведенческих моделей. Признаки адаптивности:
- Взаимодействие с окружающей средой (социумом).
- Активность личности, направленная на воспроизведение приспособительных действий, которые противопоставляются пассивному наблюдению за событиями.
- Развитие личностных качеств и свойств, которые уменьшают влияние факторов среды.
Адаптивное поведение предполагает выбор таких поведенческих моделей, которые направлены на приспособление к ситуации, что способствует повышению успешности индивида в рамках социальной группы. Пример: «вливание» нового сотрудника в рабочий коллектив. Примерами группового адаптивного поведения могут служить формы приспособления людей к новым условиям жизни после перенесенных глобальных катастроф – военных действий, землетрясений, торнадо и других стихийных бедствий. Выделяют степени адаптивности:
- Индивид способен сдерживать эмоциональные порывы и импульсы, контролирует поведение, не допуская выхода за рамки, дозволенные утвержденным в социуме порядком. Человек подавляет наклонности и желания, которые противоречат нормам социума и доставляют дискомфорт, проявляя при этом незаурядную способность к самоконтролю. Такие люди обычно успешны и самостоятельны.
- Индивид стремится ослабить возникшее внутреннее напряжение при помощи изменения внешних стимулов – компонентов окружения. Человек пытается изменить мир, подгоняя его под рамки своего мировоззрения и личных интересов, что обычно является бесперспективной стратегией.
- Индивид полностью зависит от окружения, играет роль пассивного члена социума, который подвластен внешним воздействиям, что приводит к возникновению психологического дискомфорта, в тяжелых, затяжных случаях – к развитию депрессии, невроза.
На примере степеней адаптивности видно, что люди, обладающие развитым самоконтролем, способные корректировать свои поведенческие модели с учетом текущих обстоятельств без оглядки на внешние стимулы, которые обычно трудно, чаще невозможно изменить, обладают большим адаптационным потенциалом. Вывод: чтобы изменить свою жизнь, нужно начать с себя, изменив свои привычки и склонности.
Как повысить адаптивность
Люди с низкой адаптивностью, сталкиваясь с проблемами, ощущают беспомощность, воспринимают изменение действительности, как крушение ценностей, ломку традиций. В результате развиваются внутренние конфликты. Нравственный кризис (противоречие с внешним миром) – отражение низкой адаптивности.
Человек, испытывающий нравственный кризис, теряет веру, смысл существования в рамках социума, что в свою очередь приводит к ограничению социальной ответственности или отказу от нее. Невозможность обретения смысла в жизни приводит к развитию невроза. Психологический дискомфорт возникает как следствие несоответствия внешних социальных стимулов взглядам, позиции, убеждениям индивида.
Диссонанс провоцирует появление отрицательных эмоций, которые в свою очередь приводят к возникновению чувства неуверенности в себе, неудовлетворенности своей жизнью. Чтобы успешно справляться с негативными внешними влияниями, нужно улучшать свои адаптационные возможности.
Залогом успешной адаптации является непрерывный процесс самосовершенствования. Личностный рост, воплощение созидательных планов, самореализация – основные направления развития личности, которые ассоциируются с повышением адаптационных возможностей. Что делать:
- Искать позитивные моменты в любой сложной ситуации.
- Не зацикливаться на негативных эмоциях и событиях.
- Акцентировать внимание на поиске вариантов выхода из сложной ситуации.
- Сохранять спокойствие и уверенность в себе.
- Не надеяться на кого-то кроме себя.
Важно осознавать, неразрешимые ситуации встречаются редко. Выход есть всегда. Чтобы найти его, нужно спокойно обдумать проблему. Развитые адаптивные навыки позволяют устранить напряжение, которое возникает вследствие несогласованности между внутренней мотивацией личности и внешними обстоятельствами. Высокая адаптивность ассоциируется с устойчивостью самосознания.
Адаптация – процесс приспособления к изменяющимся условиям внешнего мира. От уровня адаптационных возможностей во многом зависит успешность индивида в социуме.