Активное и пассивное воображение

Активное воображение – познавательная способность индивида, психический процесс, сопровождающийся мысленным созданием образов предметов, воспроизведением вымышленных событий. Способность воображать отражает умение индивида домысливать, фантазировать, придавать очертания и свойства несуществующим объектам. Накопленные впечатления и креативность мышления – основные источники формирования новых представлений. Главной функцией воображения является сохранение индивидуальности, поддержание Я-концепта (мнение личности о себе), самореализация и самоутверждение, возможность шире смотреть на мир.

воображение

Определение в психологии

Воображение – когнитивная способность, проявляющаяся в мысленном создании образов предметов и явлений на основании имеющихся знаний и опыта, с использованием сформировавшихся и хранящихся в памяти представлений об объектах действительности. Способность воображать позволяет индивиду ориентироваться и направлять свою деятельность в разных сферах. Другие возможности, достигаемые при помощи воображения:

  1. Предвидеть развитие событий.
  2. Разнообразить досуг.
  3. Расширить перспективы в сфере познания.
  4. Использовать накопленные знания и опыт в контексте решения новых задач.
  5. Преуспеть в творческой деятельности.

Характерная особенность способности воображать – активация когнитивных ресурсов для моделирования предварительного образа планирующегося действия, поступка. Даже при ограниченном объеме информации, касающейся вопроса, благодаря мыслительным, творческим процессам индивид способен планировать, представлять вероятные исходы.

Когнитивные процессы в этом случае характеризуются непосредственно-чувственным ориентированием. Пассивная и активная формы воображения различаются итогом мыслительно-творческого процесса. В первом случае мысленное представление объекта, ситуации заменяет активные действия. Речь чаще идет о мечтах, которым не суждено стать реальностью.

мечты

Активное воображение – это в психологии предварительное моделирование прогнозируемой ситуации, действия, которое планируется совершить. Благодаря активной форме человек до начала работы представляет результат своих усилий. Речь идет о полном воссоздании в сознании вероятных результатов с эмоциональным сопровождением и компонентами сферы восприятия (зрительные, слуховые, тактильные стимулы).

Активное воображение – сознательный, целенаправленный процесс, который предполагает использование специальной техники для создания образов, соответствующих целям. Пассивная и активная формы воображения в психологии часто переплетаются, это затрудняет проведение четких границ.

Пассивное воображение – примитивная форма, которая характеризуется преднамеренными или непреднамеренными реакциями, проявлениями. Непреднамеренная форма отражает появление спонтанных мысленных образов без сознательных усилий индивида. Представления возникают и исчезают внезапно, не управляются сознанием, что обуславливает невозможность оперирования ими.

Примером непреднамеренной формы пассивного воображения служат сновидения, картины, возникающие в состоянии дремы, под влиянием внешних психотравмирующих факторов на фоне расстройств психической деятельности. Логические связи в создаваемых мыслью сюжетах, картинах чаще разорваны.

Преднамеренная форма пассивного воображения представляет собой направляемые индивидом мечты, грезы. Содержание представляемых картин предсказуемо, смысл событий и явлений управляем мыслительной деятельностью. Обычно воссоздаваемые мыслью сюжеты не связаны с волевыми усилиями и попытками воплотить их в реальность.

Чаще преднамеренный вид пассивного воображения типичен для людей, которые являются примером различных деформаций личности. Замена реального мира вымышленным, пребывание в стране грез – удел одиноких людей, испытывающих дефицит реального общения и последствия фрустрации (невозможность достижения целей, исполнения желаний, удовлетворения потребностей).

вымышленный мир

Виды

Выделяют виды активного воображения, которыми являются воссоздающая и творческая формы. Разграничение форм условно, не существует четких критериев для их оценки. В первом случае индивид располагает и оперирует образами, хранящимися в памяти и отражающими его реальный опыт, накопленный в процессе взаимодействия с окружающими людьми, внешним миром.

Примерами может служить образная информация, почерпнутая из литературных произведений, при личных контактах с людьми, в результате путешествий, образовательной деятельности. К воссоздающей форме активного воображения относят освоение приемов танцев, пантомимы, живописи, скульптуры, способность к осмысленной эмпатии (умение ставить себя на место другого человека).

Воссоздающий тип воображения не предусматривает создание принципиально нового объекта и его свойств, ситуации. Примером служат появление ремейка на популярный фильм, написание сочинения после прочитанного художественного произведения, когда автор предлагает свою интерпретацию темы. Шитье одежды по выкройке, сборка предмета по схеме, чертежу – занятия, которые невозможны без способности воображать воссоздающим методом.

Новизна, самобытность продукта процесса воображения – отличительный признак, который указывает на творческую форму. Источником творческого подхода к формированию мысленных образов является потребность в самореализации. Примером творческой формы служит работа иллюстратора книг, который прочитав произведение, воссоздает образы персонажей, антуража и событий по не всегда полным словесным описаниям автора.

Ребенок, скачущий на палке и представляющий ее лошадкой – самый простой пример работы такого воображения. Происходит рождение новой реальности, в которой не только палка обретает новые свойства, но и сам ребенок становится другой личностью – наездником. Творческая форма предполагает применение когнитивных способностей с целью формирования в сознании новых образов, не заимствованных из памяти.

Чтобы различать виды активного воображения, нужно произносить любые слова и мысленно представлять понятия, которые с ними ассоциируются. Образы воссоздающей формы отчетливы, наделены мелкими деталями. Для представлений творческой формы типичны размытые очертания, отсутствие четкого понимания сути объекта, сложность его восприятия.

мысли девушки

Роль в творчестве и жизни

Активное воображение – неотъемлемый компонент творческой деятельности. В художественном творчестве применяется принцип максимальной приближенности к реальности, что позволяет создавать произведения искусства, вызывающие яркие, экспрессивные реакции. Человек, прикасаясь к продукту творчества, который не оторван от бытия, ощущает с ним связь, предполагает осуществимость.

Абстрактные компоненты в творчестве обычно меньше затрагивают эмоциональную сферу, больше провоцируют наблюдательную, познавательную позицию созерцающего. Люди творческого склада характера способны воссоздавать в сознании броские, эффектные, колоритные образы.

Причем художник не обязательно воссоздает зрительные стимулы, композитор не обязательно вдохновляется слуховыми ощущениями и представлениями. Например, композитор Н. Римский-Корсаков, создавая музыкальные шедевры, опирался на картины природы, возникавшие в его сознании.

Метод Юнга

Юнг рассматривал использование силы воображения, как метод достижения целостности личности, согласно разработанной им теории, это разновидность самопознания, которая помогает достичь душевной гармонии, разрешить внутренние конфликты. Юнг относил активную форму к эффективным инструментам внутренней трансформации, духового преображения индивида.

Применение методов активного воображения по Юнгу широко встречается в повседневной жизни и в психиатрической практике. Пример, впервые описанный Юнгом – продление сна, когда индивид, находясь в состоянии полудремы, удерживает и осознает возникшие образы. Юнг размышлял о видениях, которые рождались в его сознании, и пришел к выводу об относительной независимости этих картин, персонажей и сюжетов.

сновидения

Он отмечал вещи и вымышленных персонажей, которые были созданы без очевидных усилий с его стороны, жили своей независимой жизнью, вступали с ним в диалог. Юнг рассматривал самостоятельные, спонтанные воображаемые явления как высшее проявление интуиции. Под влиянием подобных видений меняется внутренний мир индивида.

Для развития способности воображать важно фиксировать любые фантазии, которые появляются в голове. Психологи рекомендуют записывать сны, запечатлевать на бумаге образы и символические события, возникающие в момент мечтаний, погружения в свой внутренний мир. Техника активного воображения по Юнгу предполагает переход компонентов бессознательного на уровень осознанного восприятия.

Регулярная практика в этом направлении приводит к погружению в мир вымышленный, отстранению от реальной действительности. Общение с внутренним миром происходит посредством создания образов и поддержания с ними долговременной связи, что подразумевает диалог с частями собственного «Я», существующими в бессознательном.

Работа с внутренним содержанием зиждется на доступе к образам, запрятанным глубоко на бессознательном уровне, когда умение домысливать и представлять становится мостиком, обеспечивающим связь двух миров, по мнению Юнга, не существует никакого более эффективного инструмента для обретения целостности, чем постоянное общение с персонажами своего подсознания.

Например, чтобы научиться общаться с бессознательным, как это делают последователи теории Юнга, нужно замечать и просматривать картины, возникающие в сознании, вести диалоги с воображаемыми персонажами, вербализировать бессознательные компоненты психики, превращая их в словесно-логический материал.

Активное воображение – результат мыслительной деятельности, направленной на формирование образов с целью последующего практического применения, воплощения их в реальность.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дом и Семья
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: