Что такое когнитивная сфера

Когнитивная сфера входит в структуру факторов, определяющих действия и поведенческие реакции индивида, наряду с такими компонентами, как мотивация и потребности, эмоционально-волевые качества, индивидуально-типологические характеристики. Простыми словами когнитивная сфера направляет познавательные процессы и определяет сознание человека, служит источником знаний и представлений индивида об окружающем пространстве и себе.

сознание

Определение в психологии

Когнитивная сфера – это такая психическая деятельность, которая направлена на реализацию функции рационального познания, что предполагает совокупность процессов постижения нового, обучения, осознания, запоминания, знания. Такое понятие как когнитивная сфера появилось в 60-е годы прошлого столетия, что связано с развитием кибернетики и отождествлением человеческого мозга с биологическим компьютером.

Научные исследования проводились в направлении искусственного моделирования естественных процессов психики. Процессы, которые поддавались моделированию, назвали когнитивными. Умственная деятельность, не поддающаяся моделированию, получила название аффективная. В первоначальном варианте термин «когнитивная деятельность» подразумевал возможность построения логического, пошагового и последовательного цикла, направленного на обработку информации.

Обработка информации – основная задача познавательной деятельности. Если процесс анализа данных отличается такими свойствами, как логичность, рационализм, методичность, обоснованность, его в психологии причисляют к когнитивной сфере, это значит, что его можно представить в форме алгоритма – последовательных, взаимосвязанных шагов (действий). Когнитивная сфера личности включает виды психической деятельности:

  1. Восприятие, понимание.
  2. Внимание, память.
  3. Анализ информации, мышление.
  4. Формулировка выводов.
  5. Разработка и выполнение программы действий.

мысли в голове

Чтобы психическая деятельность относилась к области когниции (обработка данных сознанием), нужна взаимосвязь с познавательной функцией. Нельзя отнести процесс к области когниции, если он обусловлен влечениями, эмоциями, стремлением к развлечениям. Простыми словами, в когнитивную сферу входят приобретенные знания и навыки, компетенция в каком-либо деле, умения и развитые дарования. Примеры:

  • Рациональное восприятие, обусловленное критическим, аналитическим взглядом на вещи без привлечения эмоций и интуиции. Пример: мороженое – лакомство, но, если болит горло, от него лучше временно отказаться.
  • Рациональное понимание, взаимосвязанное с логическим обоснованием, наличием рационального зерна в противовес выводам, сделанным на основании впечатлений, эмоций, переживаний.
  • Рациональное влияние, отражающее убеждения, сформированные под влиянием разума. Иррациональные формы влияния формируются под влиянием эмоциональных компонентов и внушения.
  • Рациональное мышление, основанное на принципах логики.

Мыслительная деятельность человека не всегда подчиняется логическому форматированию. Часто мышление строится на чувствах, автоматизмах и стереотипах, навязанных образах и привычках. Подключение логики обычно приводит к рационализации, улучшению качества выводов. Эмоциональные проявления относятся к аффективной сфере.

При возникновении некоторых эмоций прослеживаются определенные закономерности, связанные с привычками, устоявшимися реакциями. Эмоции, которые подчиняются определенным законам и строятся в рамках логически объяснимых критериев, можно отнести к области когниции. Основная задача индивида в рамках когниции – обработка данных. Выделяют состояния, которые взаимосвязаны с функцией когниции:

  1. Концентрация внимания.
  2. Принятие решение.
  3. Выполнение намеченного плана.
  4. Контроль над действиями.

Когнитивная личностная сфера складывается с учетом таких свойств и характеристик индивида, как творческие способности, креативность, интеллект. Аффективная – это сфера, которая включает чувства, предчувствия, интуицию. К аффективным проявлениям относят импульсивные побуждения и желания, впечатления, настроение, переживания.

переживания

Особенности формирования и развития

Познавательная сфера в психологии – это основа обучения. Психологический механизм овладения знаниями включает ассоциативно-рефлекторный компонент, что подразумевает установление связей разной степени сложности между предметами и явлениями, объектами и свойствами. Установление связей осуществляется по принципу ассоциаций, когда основными оценочными критериями являются сходство или различие.

Улучшение процессов когнитивной сферы осуществляется посредством развития воображения, восприятия, запоминания. Согласно трудам швейцарского психолога Жана Пиаже, ребенок улучшает когнитивные функции при помощи совершения сознательных действий в ходе взаимодействия с окружающей средой. Предпосылкой формирования речевых навыков у детей становится совершенствование сенсомоторного интеллекта. Обобщенные принципы в рамках становления когнитивных функций дошкольника:

  • В основе развития речи лежат процессы воображения, мышления, запоминания, эмоциональных реакций.
  • Речевые навыки формируются под воздействием факторов – восприятие речевых компонентов в ходе общения со взрослыми, уровень речевой активности ребенка, обобщение речевых феноменов.
  • Для развития речевых навыков нужно совершенствовать функции речи – познавательную, коммуникативную, регулятивную.
  • Когнитивная сфера тесно взаимосвязана с психическим и физическим развитием ребенка.

В основе совершенствования когнитивных способностей лежат активные практические занятия, регулируемые психикой. Познавательная функция складывается из процессов-компонентов – мнемического, перцептивного, интеллектуального. Под мнемической деятельностью понимают процессы запоминания и последующего воспроизведения запомненной информации, хранение сведений в памяти и постепенное забывание части данных.

мышление

Перцептивная функция отражает способность концентрировать внимание, воспринимать сведения и ощущения, поступающие из внешнего мира и внутренней среды. Интеллектуальная деятельность включает воображение, творчество, мышление, речь. Интеллектуальная деятельность направлена на создание информации и объектов творчества, восполнение пробелов в знаниях посредством изучения нового материала, обмен данными с окружающими.

Простыми словами когнитивное развитие предполагает стимуляцию мыслительной деятельности, в том числе формирование понятий и ассоциативных связей между ними, решение задач, совершенствование навыков логического анализа и творческих способностей. На когнитивное развитие ребенка влияют генетические факторы, течение беременности, родовые травмы, перенесенные заболевания, воздействие окружающей среды, особенности воспитания в семье.

Когнитивные расстройства

Расстройства когнитивной сферы у пациентов детского возраста коррелируют с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Обычно когнитивная дисфункция наблюдается у детей с такими заболеваниями, как церебральный паралич, миопатия, рассеянный склероз. Нередко нарушения возникают вследствие перенесенных инфекционных заболеваний – полиомиелита, кори, краснухи, энцефалита.

В основе когнитивных нарушений лежит двигательная дисфункция, нередко сочетающаяся с сенсорной недостаточностью. В результате у больных происходит недоразвитие интеллекта и ухудшение познавательной деятельности. Дефицит моторной активности провоцирует ухудшение когнитивных функций и возникновение эмоционально-волевых нарушений.

ребенок с дцп

В зависимости от степени тяжести нарушений выделяют формы когнитивной недостаточности – задержка развития психических функций, умственная отсталость. Обычно отмечается дисгармоничное, неравномерное нарушение психических функций, что объясняется разными размерами и неодинаковой локализацией патологических очагов в мозговой ткани. Для детей с ДЦП типичны проявления когнитивной дисфункции:

  1. Нарушение способности концентрировать внимание.
  2. Нарушение восприятия, часто обусловленное расстройством функций слуха и зрения, кожной чувствительности.
  3. Расстройство мыслительной деятельности и речи.

В результате у детей с ДЦП уменьшен общий запас знаний об окружающем мире. Причинами служат ограничение двигательной активности, сокращение контактов со сверстниками и взрослыми, трудности познавательной деятельности, обусловленные сенсорной и моторной недостаточностью. Как следствие происходит деформация представлений об окружающем мире, выявляется общий дефицит информации.

У пациентов наблюдаются симптомы: замедление процессов психики, инертность восприятия, трудности при переключении с одного вида деятельности на другой. Эти факторы приводят к ухудшению усвоения учебного материала. Характерный признак когнитивной дисфункции у детей с ДЦП – истощаемость психической деятельности, что проявляется слабостью, агрессией, снижением устойчивости к стрессовым воздействиям при повышении интеллектуальных нагрузок.

Когнитивно-аффективные расстройства на ранних стадиях нейродегенеративных и психических заболеваний характеризуются такими проявлениями, как депрессивное состояние, повышенная тревожность, беспокойство, нарушение способности концентрировать внимание, ухудшение функции памяти. Когнитивно-аффективные расстройства, выраженные в слабой мере, отражают инертность психической деятельности, что приводит к снижению работоспособности и повышенной утомляемости.

Когнитивная сфера охватывает способности человека воспринимать, запоминать и обрабатывать информацию, делиться сведениями с окружающими и хранить их в памяти.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дом и Семья
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: