Манипулятивное общение – психологическое воздействие на человека с целью изменения его восприятия действительности, реакций и поведения. Манипулятор применяет различные приемы и тактики, которые носят скрытый, завуалированный, обманный характер. Инициатор влияния преследует собственную выгоду, не принимая во внимание потребности и желания адресата воздействия.
Определение
Манипуляции в общении – это такое понятие в психологии, которое отражает бесчестные, неэтичные, непорядочные намерения манипулятора. Истинный манипулятор рассматривает оппонента как средство достижения своих собственных корыстных целей, не считаясь с правами и интересами жертвы. Манипулятивное поведение – это такое, какое влечет манипулятору выгоду.
Если воздействие на индивида не обусловлено корыстными целями, оно не считается манипулятивным. Воздействие на индивида не несет для него негативных последствий и считается безвредным, если предполагает получение достоверной, объективной информации относительно вопроса и свободу принятия решения. К примеру, врач сообщает пациенту, что отказ от вредных привычек сможет продлить ему жизнь.
Манипулятивный уровень – один из вариантов общения, который предполагает отношение к партнеру, как к неодушевленному предмету. Любая манипулятивная тактика, в том числе наигранная любовь, притворная слабость, беспочвенные обвинения, прямые угрозы, является насильственным воздействием, которое осуществляется помимо воли адресата влияния.
Манипуляция в обществознании – это отражение попыток влияния на массовое сознание. В этом случае инициатором влияния выступает институт власти, адресатом влияния – народ. К примеру, внимание общественности отвлекается от серьезных проблем резонансными новостями о жизни звезд и событиях за рубежом. Посредством воздействия на массовое сознание формируются идеологические и поведенческие установки.
При помощи средств масс-медиа (телевидение, радио, пресса) широким массам навязывают пошлость и невоспитанность, представляя их нормой поведения и увеличивая таким способом дистанцию между авторитетными представителями власти и простыми гражданами. Главные герои молодежных сериалов – часто недалекие люди, с трудом окончившие школу, злоупотребляющие спиртными напитками, предпочитающие проводить время, бесцельно слоняясь по улицам или в увеселительных заведениях (клубы, бары).
Признаки и примеры
Манипуляции в общении становятся возможными, если тот, кто управляет, находит уязвимое место жертвы. Инициаторы влияния применяют разные средства, в том числе вербальные и невербальные знаки. В первом случае речь идет о смысле слов, подборе словесных выражений, манере речи, во втором – предполагается использование жестов, поз, мимики, тактильных прикосновений, создание определенного имиджевого образа с прической, одеждой, аксессуарами, подходящими для конкретного вида коммуникации.
Опытные инициаторы влияния применяют паралингвистические приемы, которые предусматривают особенности произнесения звуков, слов, фраз. Манипулятивность – это свойство характера индивида, которое психологи рассматривают, как его стремление оказывать психологическое воздействие на других людей. Признаки индивида, использующего манипуляционные приемы:
- Неискренность, равнодушие, выдаваемые за участие и сопереживание.
- Беспринципная игра, затрагивающая искренние чувства окружающих.
- Эгоистичность, потребительское отношение к партнеру, коллегам, родственникам.
- Коварство по отношению к людям в сочетании с искусством манипулятивного воздействия.
- Стремление властвовать, привлекать внимание, возвышаться над остальными.
В психологии манипулятивное общение – это часто отражение недостатков воспитания в детском возрасте. Родители сами провоцируют формирование такой черты характера, как манипулятивность, у своих детей, прибегая к методам психологического воздействия.
К примеру, когда ребенок часто слышит выражения типа: «Если ты не уберешь в комнате (не съешь кашу, не сделаешь еще что-нибудь), значит, ты меня не любишь», он подсознательно постигает возможность управления людьми, в его сознании закладывается поведенческая модель, которая может привести к любой желаемой цели.
Красноречивым примером манипулятивного общения из жизни могут служить рекламные ролики, которые навязывают потенциальным покупателям нередко ненужные покупки. В рекламе применяются слоганы, визуальные и звуковые образы, которые влияют на человека на подсознательном уровне. Методы убеждения работают безотказно, вызывая у адресата желание купить продукт, который поможет стать моложе, здоровее, успешнее.
В отношениях между супругами общение часто переходит на манипулятивный уровень, это значит, что один или оба партнера взывают к чувствам другого, заставляя совершать или не совершать определенные действия. Чувства, которыми удается оперировать в таких ситуациях: любовь, вина, жалость, ревность, лесть. В семьях, где партнеры регулярно прибегают к подобным уловкам, отсутствуют душевная близость, гармония и взаимопонимание.
Тактика манипуляций в деловом сотрудничестве
Использование манипулятивных приемов в деловых коммуникациях – распространенная практика, которая помогает недобросовестным дельцам увеличивать прибыль без дополнительных вложений. Основные виды манипуляций в деловом общении:
- Запутывание. Намеренное введение партера в заблуждение посредством утаивания или предоставления неполной информации.
- Запугивание. Словесное выражение угрозы или использование невербальных сигналов, свидетельствующих о зловещих намерениях манипулятора.
- Эмотирование. Воздействие на партнера с целью создания у него негативного настроения и соответственно психо-эмоционального возбуждения, способствующего дезориентации, мешающего сосредоточиться на обсуждаемых делах, тормозящего когнитивные функции.
- Скрытое принуждение. Воздействие, замаскированное в вербальных выражениях и невербальных знаках, представленное в форме уловок – двусмысленные намеки, неверные аналогии, переключение темы разговора.
- Вовлечение. Навязывание партнеру выполнения действий, которые выгодны манипулятору. Для вовлечения применяются поощрительные стимулы – обычно обещание выгоды, не подкрепленной обязательствами.
Примеры манипуляций встречаются в деловом общении и в других сферах, предполагающих коммуникацию. Споры, дискуссии, обсуждения, переговоры любого уровня часто строятся на попытках оппонентов влиять друг на друга. Манипулятивный стиль общения – это универсальный инструмент, который позволяет управлять людьми, что широко используется руководителями в отношении своих сотрудников.
Способы манипулирования в детском возрасте
Одна из главных задач в воспитании ребенка дошкольного возраста – развитие его социально-коммуникативных навыков. Посещая детский сад, общаясь с взрослыми и сверстниками, ребенок учится налаживать коммуникативные контакты, обучается нормам поведения, правилам взаимодействия с другими людьми. Исследования психологов показывают, дети младшей возрастной группы легко овладевают манипулятивными тактиками и применяют их в жизни.
В общении со сверстниками дети для достижения целей нередко используют силовые приемы и вербальные воздействия. Чтобы получить желаемое, ребенок-манипулятор принижает способности и таланты адресата влияния, параллельно преувеличивая собственные дарования. Чтобы забрать единственный в группе карандаш для рисования, такие дети оперируют манипулятивными фразами: «У меня получится лучше», «Ты рисуешь медленней и хуже, чем я».
Распространенные тактики: угрозы, уговоры, обращение к взрослым в качестве арбитра, ложное обещание выгоды. Если в отношения вступают два инициатора влияния, не избежать конфликта. Стремление любыми средствами получить желаемое в ущерб оппоненту приводит к агрессивному обсуждению проблемы, в результате атмосфера накаляется, что обычно в детском возрасте заканчивается силовым воздействием – потасовкой.
Манипулятивные приемы в педагогической практике
Взаимодействие между учениками и учителями предполагает определенную модель поведения обеих сторон. В процессе обучения детей педагоги обычно применяют такие манипулятивные тактики, как избыточный контроль, административное давление, эмоциональное воздействие. Подобные влияния провоцируют у учащихся пассивное повиновение, вызывают чувство страха и подавленности. Признаки манипулятивного поведения педагога:
- Нежелание брать на себя ответственность за принимаемые решения.
- Дисбаланс в понятиях – выигрыш для учителя и поощрение учащегося.
- Силовое давление на индивида.
- Стремление спровоцировать у ученика стереотипную реакцию.
Для адресата влияния в таких ситуациях характерно формирование психологических автоматизмов, подавление искренних, естественных реакций, возвращение к инфантильным, детским реакциям, развитие состояния суженного сознания. Ученики, попавшие под влияние педагога-манипулятора, становятся агрессивными, обидчивыми, суетливыми, напряженными.
Как противодействовать манипулятору
Безнравственные люди, склонные к манипулированию, нередко выглядят обычными и дружелюбными на первый взгляд. Психологи выяснили, что нарциссическая модель поведения способствует достижениям в бизнесе, что объясняет наличие у многих деловых лидеров свойств эгоистичной, самовлюбленной личности.
Манипулирование в деловом общении – распространенная тактика, которая помогает преодолевать препятствия и увеличивать финансовую прибыль. Психологи выделили основные техники, к которым прибегают бесчестные, недоброжелательные люди, использующие манипуляции в деловых коммуникациях, и предложили методы их нейтрализации:
- Газлайтинг. Форма психологического воздействия, которая направлена заставить индивида усомниться в своей адекватности, компетентности и правильном восприятии действительности. Манипулятор заставляет человека думать, что он ненормальный, дефективный. Обычно при этом используются выражения: «Такого не было», «Это твоя выдумка». Лжец, прибегая к тактике газлайтинга, искажает чувство реальности жертвы, которая постепенно утрачивает способность различать жестокое обращение и дружеское взаимодействие. Чтобы дать отпор, важно абстрагироваться в собственной реальности. Нейтрализовать действия газлайтера удастся, разобравшись в ситуации, воспользовавшись поддержкой близких друзей и родственников, которые помогут расставить все по местам.
- Проецирование. Сторонники этой тактики всегда выставляют виноватыми других, только не себя. Такие люди перекладывают ответственность за свою вспыльчивость, агрессию и дурное поведение на плечи окружающих. Чтобы избежать этого вида манипуляций в общении, нужно избавиться от ложного чувства сострадания и сочувствия к манипулятору.
- Обобщения. Искажение слов и фактов в угоду собственной пользе и прибыли – типичная модель поведения эксплуататоров. Они намеренно меняют смысл высказываний окружающих, неверно обобщают фразы, заостряя внимание на негативных деталях, чтобы влиять на позицию людей. Чтобы предотвратить подобные фальсификации, нужно отстаивать свою точку зрения, логично обосновывая ее.
- Смена темы. Это один из часто использующихся приемов психологических манипуляций в деловом общении. На первый взгляд безобидное переключение с одной темы на другую – попытка избежать ответственности. Манипуляторы старательно избегают диалогов, которые могут их обличить. Предчувствуя опасность, они ловко переключают внимание собеседника на другой предмет. Чтобы предотвратить подобное развитие событий, следует неуклонно продолжать перечислять компрометирующие лжеца факты, не поддаваясь на его уловки.
- Черный пиар. Один из способов влиять на оппонентов заключается в создании о них негативного общественного мнения. В ход идут лживые, надуманные аргументы, которые преследуют целью очернить репутацию. Этот принцип, облаченный в афоризм: «Разделяй и властвуй», использовался еще во времена римского сената. В этом случае лучше не поддаваться на провокации, чтобы клевета оставалась бездоказательной.
Манипулятивные действия – это заранее продуманные способы влияния на человека. Манипуляция – это скрытое, искусное воздействие, которое возбуждает у адресата влияния намерения, не совпадающие с его реальными потребностями и желаниями. Ловкие инициаторы влияния добиваются таких результатов, что нередко жертва не догадывается, что ее поступками движут сторонние, а не личные интересы. Чтобы противостоять в общении манипуляциям любого типа, психологи советуют придерживаться правил:
- Отказаться от роли, навязываемой манипулятором. Сделать это удастся при помощи фраз: «Я не настолько альтруистичен, как вы думаете», «Вероятно, вы принимаете меня за кого-то другого».
- Проигнорировать попытку манипулирования. Если не удается молчанием остановить нападки манипулятора, следует спровоцировать его на откровенность фразой типа: «Непонятно, чего вы от меня хотите, объясните подробнее».
- Уменьшить ценность выгоды, которую сулит недоброжелатель. Чтобы не стать жертвой лжеца, стоит задуматься над вопросом, зачем ввязываться в авантюру, которую он предлагает.
Манипулятивное общение всегда неискреннее и фальшивое. Людям с развитой интуицией несложно почувствовать неладное и усмотреть злой умысел в слишком подобострастном или странном поведении собеседника. Обычно жертвами манипуляторов становятся наивные, легковерные люди, которых подкупают комплиментами и наигранной заботой.
Манипулятивное общение – это стремление воздействовать на другого человека с целью извлечения личной выгоды. Обнаружив признаки манипуляции в общении, нужно дать недоброжелателю достойный отпор.