Материнская депривация – отсутствие любви и внимания со стороны матери, связанное с разными причинами (отказ от ребенка, равнодушие к нему). Мать для младенца является ключевой фигурой, определяющей, направляющей его психическое и физическое развитие. Впоследствии в процессе становления личности повышается роль всех членов семьи. Ребенку раннего возраста необходимо поддерживать длительное взаимодействие с матерью, ощущать эмоциональный контакт, близость с ней.
Определение в психологии
Депривация – это частичная или полная невозможность удовлетворить потребности, например, социальные или психофизиологические. Материнская депривация – это отрыв ребенка от матери, негативные последствия более выражены, если событие затрагивает детей в возрасте до 1 года. Процесс сопровождается обеднением эмоциональной и психической сферы ребенка. Депривированный младенец – это ребенок, который лишен условий, необходимых для полноценного развития.
Активное взаимодействие с окружающим миром лежит в основе нормального взросления и формирования личности ребенка. Полнота, разноплановый характер связей и социальных контактов определяют успешность адаптации индивида в рамках социума. Основа для отношений с другими членами общества закладывается на генетическом уровне. Коммуникативные связи с окружающими людьми и средой совершенствуются на протяжении всей жизни.
Невозможность удовлетворения жизненных потребностей, в частности материнская депривация – это факторы, которые в психологии считаются основной причиной специфических отклонений в развитии личности у детей. Решающим фактором в возникновении нарушений психоэмоциональной сферы служит длительность лишения возможности удовлетворения потребностей.
Степень выраженности нарушений существенно варьируется. У одних детей они носят легкий, малозаметный характер, у других – выражаются в грубых поведенческих и психических расстройствах.
Материнская депривация – это в психологии процесс, отражающий ограничение или отсутствие условий для реализации жизненно важных потребностей:
- Набор стимулов, представленных в разносторонней модальности.
- Адекватные условия для активной познавательной деятельности.
- Коммуникативные связи с матерью и другими близкими людьми для поддержания процесса социальной интеграции личности.
- Самореализация, проявляющаяся в возможности освоить социальные роли, определить жизненные ценности, наметить значимые цели.
Жизненные потребности индивидуальны для каждого члена социума. Изоляция детей от семьи по-разному отражается на психической деятельности, что связано с разными конституциональными особенностями психики и имеющимся уровнем психического развития. Материнская депривация возникает на фоне длительной разлуки матери и ребенка, вследствие ослабления привязанности матери к малышу, при отсутствии внимания и действий воспитательного характера со стороны матери.
Привязанность – взаимное образование эмоциональной связи. Устойчивая привязанность сохраняется долгое время после разрыва личных контактов. Формирование полноценной личности в детском возрасте невозможно без привязанности ко взрослым, которая в данном случае ассоциируется с безопасностью, защищенностью малыша. Привязанность влияет на взаимоотношения с объектами окружающей среды, восприятие мира, формирование мировоззрения. Здоровая привязанность способствует появлению качеств и свойств:
- Логическое мышление.
- Чувство собственного достоинства, самоуважение.
- Совесть, ответственность.
- Умение контролировать аффективные вспышки.
- Навыки понимания чувств и эмоций других людей.
- Навыки продуктивной коммуникации с окружающими.
Психическая депривация у ребенка выражается в невозможности удовлетворить потребности в любви и контактах с окружающей средой, что приводит к социальной дезадаптации – неспособности вести полноценную жизнь, заниматься какой-либо созидательной деятельностью.
Структурные компоненты
Отклонения в психическом развитии ребенка, который пребывает в условиях депривации, прослеживаются на 4 уровнях – когнитивном (интеллектуальном), социальном, сенсорном (сфера восприятия), эмоциональном. Нарушения на сенсорном уровне отражаются в неадекватном восприятии мира. Отказ от новорожденного или равнодушное отношение к нему сопровождаются сокращением слуховых, зрительных, тактильных стимулов, которые в норме способствуют умственному и психическому развитию, стимулируют функцию адаптивности.
Когнитивная депривация у детей проявляется в расстройстве формирования поведенческих моделей. Нарушения обусловлены сокращением контактов с окружающей средой, ослаблением познавательной деятельности. Дети, воспитывающиеся в домах малютки, детских домах, менее активно передвигаются, осваивают окружающее пространство.
Они получают меньше развивающих стимулов из внешней среды, что приводит к замедлению интеллектуального развития, уменьшению объема накопленного опыта в результате осуществленных проб и совершенных ошибок. Обычно они начинают разговаривать позже сверстников, совершают грубые грамматические ошибки, не способны выстраивать логичные, сложные речевые конструкции.
Психоэмоциональное состояние отражает повышенную тревожность, настрой на пессимистический сценарий текущих событий и жизни в целом. Такие дети постоянно ожидают неизбежных неприятностей, с которыми они не смогут справиться. Они ориентированы на негативную информацию, одновременно игнорируют, с недоверием относятся к позитивным известиям.
Социальная депривация у детей – это отклонения в исполнении социально одобряемых ролей. Социальные последствия материнской депривации выражаются в отсутствии образцов для подражания, что приводит к затруднению выбора адекватных поведенческих моделей при построении отношений в семье, группе людей.
Эмоциональная депривация у детей – это ослабление или отсутствие эмоциональной близости, доверия к другим людям. Пережив ситуацию расставания с матерью, такие дети испытывают недоверие ко всем взрослым, независимо от наличия или отсутствия воспоминаний о психотравмирующем событии. Им нелегко вступать в доверительные, эмоциональные отношения.
Сложности коммуникации связаны со страхом очередной утраты, нежеланием вновь переживать душевную боль, интуитивной попыткой защитить себя от психотравмирующих ситуаций. Такие дети отгораживаются от внешнего мира, пряча свою неуверенность и страх за агрессивным поведением.
Нередко они плохо, неправильно интерпретируют мимику окружающих, расценивая ее, как враждебную, что обуславливает доминирование агрессивного компонента в поведенческих реакциях. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации приводит к преобладанию в структуре характера качеств:
- Бедность эмоциональных проявлений.
- Повышенная чувствительность, уязвимость к внешним раздражителям.
- Повышение уровня безосновательной тревожности.
В ходе взросления у таких детей в характере часто выявляется склонность к насилию, жестокость, отсутствие эмпатии к окружающим. Такие дети постоянно пребывают в состоянии психологического дискомфорта, неразрешенных внутренних конфликтов. Подобные отклонения в совокупности с пониженной самооценкой, противоречивостью, неопределенностью и спутанностью «Я-концепции» провоцируют склонность к правонарушениям.
Последствие материнской депривации в детском возрасте нередко способствует закреплению девиантных (отклоняющихся от нормы) форм поведения в пубертатный период. Девиантное поведение рассматривается такими подростками, как единственная возможность для самореализации и самоутверждения.
Влияние на развитие детской личности
Особенности развития младенца в условиях материнской депривации включают замедление познавательной деятельности, понижение интеллектуального статуса в сравнении со сверстниками. Наблюдается отставание в сфере осведомленности относительно общих предметов. Например, дошкольники затрудняются назвать день, месяц и год своего рождения. Другие симптомы, обусловленные влиянием материнской депривации на развитие ребенка:
- Быстрая утомляемость, что часто связано с астеническим синдромом психогенной этиологии.
- Трудности при концентрации и удержании внимания.
- Нарушение функции опосредованного запоминания (поэтапное запоминание с использованием знаков, схем, символов).
Влияние нарушений детско-материнской привязанности и депривации прослеживается в развитии депрессивного состояния, ощущения подавленности, дисфорических аффектов. В младенческом возрасте депрессия проявляется нарушением функций сна (трудности при засыпании, беспокойный, часто прерывающийся сон) и питания (частые срыгивания, медленная прибавка веса).
Последствия
Последствия материнской депривации затрагивают психическую деятельность, выражаются в нарушениях формирования характера и развития интеллекта. В контексте материнской депривации рассматривают понятие базисного недоверия к окружающему миру. На начальных этапах жизни в рамках социальных коммуникаций возникает положительный или отрицательный результат общения с другими людьми, который проявляется в доверии или недоверии.
Степень доверия коррелирует с уровнем проявляемой заботы. Ребенок, который сталкивается с дефицитом заботы и внимания со стороны взрослых, вырастает боязливым, подозрительным, неуверенным в себе. Некоторые исследователи утверждают, что дефицит любви и заботы со стороны матери в раннем детском возрасте может быть компенсирован в последующие годы при наличии положительно влияющих привязанностей.
Материнская депривация – социальный феномен, отражающий дефицит материнской любви и заботы, состояние, обусловленное разрывом эмоциональной связи между ребенком и матерью.